Что такое геймификация и как она помогает расшевелить сотрудников

Gartner прогнозирует, что половина компаний технологического сектора к 2015 году будут использовать в работе геймификацию (gamification) — комплекс мотивационных управленческих техник, заимствованных у компьютерных игр

Маэстро геймификации — так называют профессора Школы Уортона при Пенсильванском университете Кевина Вербаха. Он рассказал в интервью Slon.ru, как будет расти спрос на игровые техники в бизнесе и почему Plants vs. Zombies — лучшее учебное пособие.

Что такое геймификация? Вербах имеет в виду комплекс мотивационных управленческих техник, заимствованных у компьютерных игр и их создателей. Скажем, очки, медали и прочие атрибуты виртуальных побед могут служить формой нематериального "игрофицированного" поощрения: ты продал за прошлый месяц на две звезды, а он — на три. Медали, бейджики, баллы — все что угодно, главное, чтобы играючи люди начинали шевелиться. Игра оживляет рутину. Не желая далеко ходить, Кевин приводит как пример собственный учебный курс в бизнес-школе. Обычная академическая программа устроена довольно скучно: лекции — семестры — экзамены — лекции — семестры — экзамены. Но почему бы не организовать это как в игре, с преодолением уровней сложности и постепенным превращением новичка в магистра? Монотонная дорога становится рельефной, появляется мотив переходить от одного уровня к другому. Вы продвигаетесь к своей цели путем игрока.

Геймификация (или игрофикация, от англ. gamification, геймизация) — применение подходов, характерных для компьютерных игр в программных инструментах для неигровых процессов.

Как получилось, что вы стали главным проповедником геймификации?

Я профессор бизнес-школы, а в прошлом профессор права. И в этом качестве я посвятил немало времени юридическим аспектам политики в области интернета. Параллельно я изучал перспективные технологические тренды, пытаясь понять, как интернет меняет природу бизнеса, да и вообще отношения между людьми. Я искал тренды, которые большинство людей недооценивают. Продажи видеоигр какое-то время назад привели к созданию мощного рынка — по крайней мере в Штатах. Он стремительно рос, и молодое поколение активно использовало эти игры. При этом сами по себе игры становились все более и более сложными. Вообще, я всегда интересовался играми, другое дело, что этот мой интерес не имел видимой связи с бизнесом и прочими вещами, которые я преподавал. Геймификация позволила объединить мои познания в играх и бизнесе. Я осознал, что инструментарий разработчиков игровых техник можно применять в решении проблем в деловой сфере.

Обязательно ли любить игры, чтобы испытать на себе преимущество геймификации?

Продолжайте делать то, что вы делаете. Геймификация просто сделает вашу работу более приятной и увлекательной. В игре сосредоточено множество точек мотивации — состязательность, призовые стимулы, логика преодоления препятствий. Проще говоря, ваша работа не становится игрой, но вы начинаете работать так, словно играете.

Gartner прогнозирует, что по меньшей мере половина компаний технологического сектора к 2015 году будут использовать в своей работе этот подход. Вы в это верите?

Я осторожно отношусь к таким цифрам, тем более что не знаю, на чем они основаны. С другой стороны, я вижу, как сотни крупных компаний, а с учетом интернет-бизнеса, возможно, даже большее их число, всерьез изучают геймификацию. А когда гигантские транснациональные корпорации запускают проекты по геймификации, это значит, что меняется весь бизнес. Менеджмент прибегает к геймификации как к способу развить и систематизировать свою мотивационную политику. В пользу популярности направления говорит и то, что компании вроде Bunchball, Gigya, Badgeville уже продают компаниям целые самостоятельные платформы по внедрению геймификации — в частности, в области управления взаимоотношениями с клиентами. Конечно, было бы преувеличением назвать геймификацию отдельной большой индустрией, но масштабы ее распространения уже впечатляют.

Ваш коллега из Технологического института Джорджии Ян Богост сравнил новое применение игр с маслом для тоста — да, так вкуснее, но вот полезнее ли?

Действительно, существуют сомнения, на которые указал Ян. Также есть люди из числа участников индустрии, кто понимает идею игр слишком упрощенно. Они говорят: игры — это штука о том, как можно вознаградить персонал, одержавший победу в чем-либо. Так давайте просто вознаградим этих людей. Но это профанация! Вот почему некоторые люди скептически настроены в отношении геймификации. Система не ограничена столь узкими рамками. Мы говорим об игре как способе создания вызовов, которые мотивируют людей преодолевать трудности. Ведь именно в этом суть игры и игрового сознания. Вдобавок существует богатая гамма разнообразных техник, используемых дизайнерами в процессе создания игр. И каждая из них потенциально способна вызвать у человека нужную реакцию, побудить его к действию.

А сами вы в игры играете — компьютерные, я имею в виду?

Забавно, что мои коллеги по бизнесу и академической среде искренне уверены, что я постоянно играю в игры. Думают обо мне как о фанатичном геймере. Конечно же, они преувеличивают. Хотя время от времени я люблю поиграть — скажем, в World of Warcraft. Прямо сейчас я играю в игру, которая называется BioShock. Это то, что я делаю для развлечения. В то же время я тщательно тестирую много игр для своего курса — Plants vs. Zombies, допустим. Еще в Facebook — FarmVille, CityVille. Эти игры очень полезны в плане обучения и обладают специфическими техниками, мотивирующими игроков. Они очень просты, но заставляют людей продолжать играть и покупать виртуальные товары. В общем, я действительно много играю, но не из-за маниакальной страсти к играм, а лишь потому, что они помогают мне учить игровым методам.

Автор: Евгений Карасюк S lon.ru