Как приняли "Трудно быть Богом" Германа-старшего на Римском кинофестивале

Негромкие, но долго несмолкающие аплодисменты прозвучали в финале показа фильма "Трудно быть Богом" Германа-старшего. И хотя зал был заполнен наполовину, было видно, что на зрителей лента произвела сильное впечатление
Побудуйте ефективну HR-стратегію вашого бізнесу HR Wisdom Summit від Delo.ua та Ekonomika+
17 липня HR-лідери OLX Робота, Shell, ArcelorMittal та ще понад 30 великих компаній поділяться найкращими практиками адаптації ветеранів у робоче середовище, підтримання ментального здоров’я команди, наймання в умовах кадрового голоду та використання інновацій в HR
Забронировать участие

"После Германа фильмы Тарантино — это продукция компании "Дисней", — так написал в своем эссе о последней ленте Германа-старшего Умберто Эко. Но тут же счел нужным предупредить — фильм смотреть очень непросто.

Эссе одного из самых известных писателей, первым из европейцев, посмотревшим фильм, зачитали перед показом фильма на Римском кинофестивале. Тогда же директор фестиваля Марко Мюллер вручил вдове и соавтору режиссера Светлане Кармалите и его сыну Алексею Герману-младшему почетный приз за вклад в киноискусство. На самом же показе было не многолюдно — набралось ползала. Европейские журналисты предпочли пойти смотреть конкурсные показы.

Герман-старший работал над картин очень долго — все последние пятнадцать лет своей жизни, но так и не успел ее закончить. После его смерти фильм доделывали сын, Алексей Герман-младший, жена- драматург Светлана Кармалита и друзья-кинематографисты. По словам Германа-младшего в основном занимались устранением технических огрехов.

Писатель Петр Вайль, исполнитель роли Румы Леонид Ярмольник и режиссер Алексей Герман-старший на съемочной площадке "Трудно быть богом".

Писатель Петр Вайль и режиссер Алексей Герман-старший

В основе фильма — одноименная повесть братьев Стругацких. Но это, конечно же не экранизация литературного текста. Фильм-аппокалипсис показывает чудовищный мир Средневековья, чрезвычайно похожий наш, только доведен до крайней степени деградации. Герой Леонида Ярмольника Румата, брошенный развитой земной цивилизацией на помощь заблудшим братьям по разуму, к финалу опустошенно сидит в луже, понимая тщетность потуг развернуть историю лицом ко всеобщему счастью.

"Это больше, чем кино. Это вообще не кино". Алексей Герман-младший о фильме отца "Трудно быть богом"

"Он мне часто говорил, что не хватает сил, что уже просто не может, погибает на этом фильме, настолько картина огромна. Я думаю, он про нее все понимал и осознавал. Для него было всегда важно, понравилось ли его друзьям, понравилось ли бы его отцу или людям, которых он уважал. Он не очень парился по поводу того, что скажут двести откормленных модных персонажей в смокингах. Ему было на это наплевать. И мне кажется — правильно", — рассказал Алексей Герман-младший в интервью "Колта.ру".

Он называет фильм отца "вызовом индустриальному кино". "Отец сделал величайший русский фильм последних десятилетий. Рядом, на мой взгляд, вообще ничего не стоит", — считает он. А на вопрос, с какими явлениями в киноискусстве может сравнить фильм отца, называет два имени: Тарковского и с Бергмана.

По мнению российских кинокритиков смотреть фильм, как и предупреждал Умберто Эко, осказалось сложно. "Трехчасовая громада" (как прозвучало в одной из критических статей), населенная множеством героев, напомнила сюжеты живописи Босха и ленты Феллини времен "Сатирикона".

"Абсолютный перфекционист, Герман, думаю, чувствовал, что созданные им образы, при всем совершенстве и силе каждого в отдельности, сами по себе не обеспечивают драматургического развития. В кадре все живет и движется, а действие тормозится, и много повторов, от любого трудно отказаться", — пишут "Известия". И советуют перед просмотром ленты перечитать Стругацких, чтобы потом было легче понять германовский фильм.

Прокат "Трудно быть богом" запланирован а середину февраля.