Константин Дорошенко о старых "долгих" фильмах, актуализированных украинской реальностью, и "Столетии" Бадью

Константин Дорошенко напоминает, что без знания прошлого нет понимания будущего и настоящего, потому рекомендует перечитать "Столетие" Алена Бадью, тем более, что книга вышла в украинском переводе. И пересмотреть актуализированные событиями в стране "Леопарда" Висконти и "Лунатизм" Шванкмайера

Константин Дорошенко, арт-критик, ведущий программ "Циники", "Культ Дорошенко", "Война миров" на "Радио Вести" для "АНТИдеграданта".

Книги

"Столетие" Алена Бадью вышло в украинском переводе. Нам часто говорят, что без знания прошлого нет понимания будущего и настоящего. Но какое прошлое стоит знать? Французский философ размышляет не о какой-либо национальной или социальной парадигме, он охватывает главные идеи и страсти, руководившие человечеством ХХ века. Закончился ли этот век? Движемся ли мы на самом деле дальше? Здесь есть о чем подумать. Кроме прочего, Бадью, как всякий французский мыслитель, обладает индивидуальным литературным стилем.

Фильмы

Долгие праздники — время для долгих фильмов, растянутая эпичность кадров и идей которых — особое эстетическое удовольствие. Процессы, происходящие в нашей стране, актуализируют для тех, кто готов ее создавать вместе с собственной судьбой, "Леопарда" маркиза Висконти по книге князя Томази ди Лампедуза.

Время, когда из разрозненных королевств, княжеств и республик лепили единую Италию, когда прошлое сталкивалось с будущим, когда пошлость и благородство раскрывались и в том, и в другом. Как рождается политика? Кто таков государственный муж и кто есть "соль земли"?

"Лунатизм" Яна Шванкмайера, известный в русском переводе еще как "Безумие" — сюрреалистическая комедия о сути власти и свободы по произведениям Эдгара По и идеям маркиза де Сада.

Сам режиссер назвал картину фильмом ужасов, выведя де Сада одним из главных персонажей, полным старомодного шарма. События разворачиваются вокруг сумасшедшего дома, в котором используют экспериментальную терапию: позволяют безумцам реализовывать их фантазии. Страшнее ли этот результат порядка, когда кто-то решает за людей, как должно быть?

Арт-инициативы

Киевская художественная жизнь оживится с появлением новых опытных игроков. Трагедия Донбасса вытеснила оттуда культурную платформу "Изоляция". Вынужденное изгнание институции в Киев встряхнет здешнюю, склонную покрываться тиной конвенционализма, ситуацию.

Другой проект, за которым слежу с интересом, — Bereznitsky Aesthetics, открытый вернувшейся из Берлина Людмилой Березницкой, самым опытным галеристом Украины. Интригует ее намерение работать с молодыми художниками. Новые имена, когда их подерживает эксперт-бренд, каковым является Березницкая, получат таким образом хороший шанс.