Первое впечатление: премьера оперы "Кориолан" в постановке Влада Троицкого

Премьера оперы "Кориолан" прошла в столице с аншлагом, бурными аплодисментами и награждением постановщика Влада Троицкого званием Заслуженного деятеля искусств Украины

"Шью по живому", — эта фраза Влада Троицкого, сказанная на генеральном прогоне накануне премьеры "Кориолана", постоянно крутилась в голове во время спектакля. Не в том смысле, что постановку еще обкатывать и обкатывать (а по-другому и не бывает), а в том, что Троицкому удалось зацепиться за самое живое и больное, вытащив из классического шекспировского сюжета о славном римском воине, вознесенном толпой на политический Олимп, а затем ею же изгнанном (разумеется, не без помощи коварных "полититехнологов"), наше актуальнейшее ежедневное: войну, политику, предательство, невозможность компромиссов, страх материнского проклятия, смерть и скорбь. Шил по живому.

Ему и его молодой команде удалось создать уникальный для Украины творческий эксперимент. Уже только одно уникально — у оперы нет автора музыки, как и нет автора либретто. Рассказывают, что писали оперу все вместе, импровизируя в свободном полете, а Троицкий "дирижировал" и режиссировал. Получилось мощно и впечатляюще.

Так, Влад упрямо гнет свою линию, расшатывая бетонную стену равнодушия, не позволяя паникерски опускать руки в причитаниях: "Денег нет, а значит все пропало". "Кориолан" — намного больше, чем просто "новая" опера. Хотя сам факт появление в Украине такого жанра и его принятие зрителем — огромный прорыв. Но эффект все-таки гораздо масштабней: "Кориоланом" Троицкий снова мощно провоцирует зрителя на действие сродни его призыву "Захвати Гогольфест" или еще одному глубинному философскому — "Ни бог, ни царь и ни герой", заброшенному, кстати, в массы командой Гогольфеста за год до Майдана.

Вчера на премьере, в разгар бурных аплодисментов, на сцене появился министр культуры Евгений Нищук с сюрпризом. К чести министра, он сразу же оговорился, что будет краток, душевно похвалил постановку, особенно впечатлило его погребение героя и "колыбельная" в финале, который считает гениальным и прочел как надежду на светлое будущее Украины. Пообещал всячески содействовать, в том числе финансово, продвижению оперы в украинские и зарубежные массы. И, наконец, приступил к главному — объявил о присвоении, как он выразился в качестве "комплимента", режиссеру Владу Троицкому звания Заслуженного деятеля искусств Украины. По иронии судьбы накануне новые нардепы предложили отменить старые звания. Так что Троицкий и тут умудрился выделиться, став, возможно, "последним героем".

А кстати, все попытки узнать "что хотел сказать художник ", приводя аналогии происходящего на сцене, с тем, что творится сейчас в новом Парламенте, Троицкий мягко пресекает.

"Просто фантастически. Влад вышел на другой уровень. Это масштаб, который наполнен смыслами. И никакой спекуляции", — говорит о своем впечатлении сразу после спектакля Павел Гудимов, музыкант, галерист.

"Что меня поразило больше всего — минималистичность, — уточняет он. — Когда на сцене всего 13 человек. Еще одно открытие — обычно музыка является у Троицкого жанром сопровождения. А "Кориолан" — это современная опера с прекрасной музыкальной формой, сценографией. Совершенно актуальная. Меня поразило исполнение Марьяны Головко (жена Кориолана) и особенно ее исполнение финальной "Колыбельной", и которая в начале спектакля исполняла англоязычные вокализы. Я ломаю себе голову — что это за песня, вроде бы очень знакомая. Тут интересный ход адаптации под мейнстримную манеру. Как и сцена, когда они с Кориоланом, в формате "Титаника". Это глубоко ироничный, казалось бы, коммерческий ход — но насколько он на месте. Считаю, что опера удалась полностью. Изначально не хочу делать ни одного замечания. Хотя они есть, и как у музыканта тоже. Очень здорово Влад ставит оперу и я с удовольствием пойду на его вторую, третью, десятую постановку. И если говорить о том, какие показы будут в Украине "Кориолана" — у меня есть мечта, чтобы Украина, как минимум 10-15 спектаклей смогла показать. И чтобы слова министра культуры о финансовой поддержке оперы не расходились с делом".