Ради "Семнадцати мгновений весны" Лиознова стала тираном на съемочной площадке

Татьяна Лиознова, снявшая культовые «Семнадцать мгновений весны», скончалась в четверг на 88-м году жизни в Москве после продолжительной болезни. О работе с ней делится воспоминаниями Леонид Броневой по просьбе РИА-Новости
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Прощание с легендарным режиссером Татьяной Лиозновой состоится  в субботу, 1 октября, в Москве, в клинической больнице Управделами президента на Открытом шоссе, где она в последние месяцы лечилась.

Медленно угасала

Еще совсем недавно Лиознова была во ВГИКе — со своими студентами, но, как рассказал РИА Новости близкий друг Лиозновой, главный редактор журнала «Кинопроцесс» Вячеслав Шмыров, медленно угасала. С марта этого года она практически не выходила из больницы.

В завещании Лиозновой сказано, что потом должны пройти отпевание и кремация, однако она просила, чтобы на эти траурные мероприятия  не допускали никого, кроме самых близких. Скорее всего, Лиознова будет похоронена на Донском кладбище, рядом с могилой матери. 

Последние из могикан

Татьяна Лиознова была выпускницей легендарного курса Герасимова во ВГИКе, который она окончила вместе с уже ушедшими титанами советского кинематографа — Ноной Мордюковой, Вячеславом Тихоновым и другими.  Начавшая карьеру снизу, с самых азов режиссуры, она снимала фильмы, которые сразу становились народными хитами, пользовались всесоюзной популярностью, расходились на крылатые фразы и анекдоты.

Самые знаменитые фильмы Татьяны Лиозновой - это классика, ставшая символом эпохи: "Три тополя на Плющихе", "Семнадцать мгновений весны", "Карнавал".

Была тираном на площадке

Из творчества Лиозновой сложно выделить один фильм, но все же «Семнадцать мгновений весны» — монумент ее таланту на века. И чтобы его создать, как рассказал актер Леонид Броневой РИА Новости, Лиозновой пришлось стать тираном на площадке.

«Она, конечно, была настоящим диктатором, железным человеком, иначе невозможно было снять такой фильм. Я до сих пор не могу понять, как она подняла и сделала это», — говорил Броневой, добавляя, что пока одни режиссеры снимали по 20 метров пленки в день, она успевала 200, а для одной из последних серий и все 300 метров. Шедевр создавался в муках.

«Семнадцать мгновений весны» отстоял Андропов

Фильм не понравился главному идеологу страны Михаилу Суслову, но его отстояли маршал Гречко и Юрий Андропов.

«Картина была представлена на Госпремию, которую мы не получили, и только Брежнев наградил нас. Мы с Табаковым получили трудовой Орден Красного знамени, Тихонов — Золотую звезду героя, а Лиознова — орден Октябрьской революции с формулировкой “за участие в фильме”. Это она, которая создала этот фильм», — сокрушается Броневой.

Он назвал Лиознову величайшим художником своего поколения.


Татьяна Лиознова родилась 20 июля 1924 года. Российский кинорежиссер, сценарист, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии. Закончила режиссерский факультет ВГИКа в 1949 году, дебютировала в 1958 году лентой «Память сердца», сняла такие всенародно любимые фильмы, как «Карнавал», «Три тополя на Плющихе», «Им покоряется небо». В ее картинах снимались советские кинозвезды Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Вячеслав Тихонов, Ирина Муравьева, Олег Табаков и другие.

Одной из главных работ в ее творчестве стал 12-серийный телесериал «Семнадцать мгновений весны» о советском разведчике Исаеве-Штирлице (1973), который вместе с фильмом «Три тополя на Плющихе» представили российским телезрителям недавно в цветной версии.