В музыкальной войне за Koktebel Jazz Festival россияне используют нечестные приемы

О ситуации, сложившейся вокруг фестиваля "Джаз Коктебель", Delo.UA рассказала Александра Ерченко, арт-директор Koktebel Jazz Festival
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

О том, что Koktebel Jazz Festival не прекратит свое существование после оккупации Крыма Россией, его организаторы сообщили около месяца назад. Что он состоится в привычные его фанатам даты — c 11 по 14 сентября, что концерты будут проходить у моря. Но уже не в Коктебеле. "Джаз Коктебель" переезжает под Одессу, в поселок Затока и в Аккерманскую крепость Белгород-Днестровского.

Также организаторы объявили, что джазовый проект, проходивший в саду Дома-музея Волошина и ценимый поклонниками джаза за верность чистоте жанра, теперь будет реализован в Киеве под названием Voloshin Jazz Weekend. Концерты пройдут с 19 по 21 сентября, а делать их будет все тот же бессменный куратор Волошинской сцены Алексей Коган.

Однако за скобками этих новостей осталась информация о том, что ситуацией вынужденного "переезда" фестиваля из Коктебеля, где он проходил 11 лет подряд, решили воспользоваться российские продюсеры, начав нечестную игру.

О ситуации, сложившейся вокруг фестиваля "Джаз Коктебель", Delo.UA рассказала Александра Ерченко, арт-директор Koktebel Jazz Festival.

Когда российские коллеги решили делать джаз-фестиваль в Коктебеле, велись ли переговоры с вами, владельцами бренда? Были ли договоренности о честной конкуренции за музыкантов и зрителя? Или даты проведения фестиваля в Коктебеле, практически аналогичные вашим, давали понять, что этичной игра не будет?

Мы до последнего момента надеялись на то, что сможем провести фестиваль в Коктебеле. Еще в январе этого года мы подали все необходимые документы с датами в поселковый совет и в соответствующие республиканские органы Крыма, необходимые для получения разрешения на проведение 12-го фестиваля в его традиционном месте. К этому моменту уже велись переговоры об участии известных западных музыкантов в фестивале "Джаз Коктебель". Естественно, местом проведения фестиваля мы называли Коктебель. Отвечая на опасения менеджмента музыкантов из-за революционных событий в феврале в Киеве, мы говорили о Крыме как о стабильном, мирном и безопасном регионе Украины. Что касается дат фестиваля, то они были объявлены еще в декабре.

После неожиданных даже для жителей полуострова мартовских событий, так называемого "референдума" и аннексии Крыма РФ, около месяца вся команда фестиваля пыталась найти правильное решение и работала над тем, чтобы фестиваль "Джаз Коктебель" все же состоялся. После очень удачного концерта Патрика Вульфа (Patrick Wolf) в Киеве, который состоялся в очень непростое время для Украины, мы услышали горячую просьбу нашей публики: обязательно делать фестиваль! Причем делать его в Украине, так как "Джаз Коктебель" за годы своего существования стал узнаваемым в мире украинским брендом.

Как нашли новую локацию?

В апреле команда фестиваля объездила всю страну в поисках красивого, атмосферного и удобного с точки зрения инфраструктуры места, встречались с местными властями и предпринимателями. Окончательно определились с местом проведения — Затока и Аккерманская крепость — после того, как увидели готовность местных властей к сотрудничеству, их готовность помогать организационно, обеспечить безопасность публики и музыкантов. И 10 июня официально презентовали новую площадку "Джаз Коктебеля".

В конце апреля сотрудники Дома-музея Волошина обратились к нам с просьбой: если мы не будем проводить фестиваль в Коктебеле, то они хотели бы перенести на заявленные даты традиционный литературный фестиваль "Волошинские чтения". Кроме того, просили рассмотреть возможность организации в рамках "Волошинских чтений" специального музыкального ивента — джазового концерта от фестиваля. "Джаз Коктебель" много раз проводил подобные мероприятия в поддержку Дома-музея Волошина. Президент фестиваля Лилия Млинарич согласилась с переносом дат "Волошинских чтений". А виду того, что уже был принят закон Украины об оккупированной территории Крыма и, соответственно, коллаборационизме, по поводу джазового концерта ответила, что мы постараемся помочь и попробовать привлечь прекрасные крымские джазовые коллективы, с которыми уже много лет сотрудничаем.

А россияне, решившие делать джазовый фестиваль в Коктебеле, пытались установить контакт?

Представители Минкульта РФ и информагентства "Россия сегодня" (организаторов нового джаз-фестиваля в Коктебеле) действительно обращались к нам, предлагая сотрудничество. Мы отклонили это предложение, объяснив, что "Джаз Коктебель" — украинский фестиваль, и мы действуем в соответствии с законодательством Украины. Команда фестиваля — граждане Украины, а ТМ "Джаз Коктебель" и Koktebel Jazz Festival также являются украинскими. Кроме того, мы отметили, что фестиваль "Джаз Коктебель" — международный фестиваль с большим представительством европейских и американских музыкантов, соответственно мы не видим возможностей для проведения фестиваля "Джаз Коктебель" в его традиционном месте в этом году.

И откровенно сообщили российским коллегам о том, что фестиваль состоится, и состоится он в Украине в ранее объявленные даты — 11-14 сентября 2014 года. При этом мы предупредили организаторов российского джаз-фестиваля, что название фестиваля является зарегистрированной ТМ, и попросили не использовать его, дублируя полностью или же частично. Представители агентства "Россия сегодня" согласились с этим, отметив, что хотят продолжить традиции фестивальной жизни в Коктебеле и будут проводить свой джаз-фестиваль.

Нашим встречным предложением Дому-музею Волошина была возможность проведения в даты фестиваля Voloshin Jazz Party ( -2 джазовых концерта). При этом главным условием было, что организатором выступит сам музей, создав некую преемственность. А мы таким образом смогли бы поддержать музей и поделиться контактами крымских музыкантов, с которыми уже сами организаторы провели бы переговоры, взяв на себя соответствующие обязательства.

Представьте, каково же было наше удивление, когда сразу же после проведения пресс-конференции фестиваля, 10 июня, появился сайт российского фестиваля "Koktebel Jazz Party" с опубликованным лайн-апом и датами. А еще 1 июня этого мероприятия просто не существовало. И как правильно отмечает публика в наших сообществах, даже дизайн российского фестиваля напоминает образы фестиваля "Джаз Коктебель". Неудивительно, что некоторые люди связывают это мероприятие с Koktebel Jazz Festival. Разве можно говорить о честной игре или об этичности организаторов?

У вас уже была ситуация несколько лет назад, когда в Коктебеле появился еще один джаз-фестиваль, но вы тогда сумели договориться о честной конкуренции...

Да, у организаторов фестиваля Live in Blue Bay сначала тоже было намерение использовать в названии фестиваля Koktebel Jazz. Но они приняли верное стратегическое решение, выбрав оригинальное название, тем самым застраховав себя от того, что публика будет путать Live in BlueBay и "Джаз Коктебель". Потому как это два отдельных фестиваля с различной музыкальной концепцией, форматами и целевой аудиторией.

Что касается борьбы с российскими продюсерами за публику и музыкантов, могу сказать следующее: ее не будет. Решение проводить фестиваль принято нашей командой после общения с публикой, 80% из которой жители Украины и после подтверждения музыкантов из США, Великобритании, европейских стран, о готовности приехать в Украину и выступить в поддержку фестиваля "Джаз Коктебель" и жителей Украины.

Судя по лайн-апу российского джаз-фестиваля, у нас разные взгляды на музыку, разные подходы к формированию музыкальных программ (хотя концепция и расположение сцен, например, мало отличается от фестивальной), и уж тем более разная целевая аудитория.

Как Вам стало известно, что кто-то от имени команды фестиваля "Джаз Коктебель" ведет переговоры с музыкантами?

Вот один из последних примеров. На днях музыкальный менеджер из Нидерландов, который не дождался обещанного контракта со стороны российских организаторов, нашел электронный адрес фестиваля "Джаз Коктебель" на официальном сайте www.koktebel.info, и обратился к команде фестиваля с просьбой уточнить место проведения фестиваля и согласовать дату выступления артиста на фестивале "Джаз Коктебель". В переписке менеджера с представителем "Koktebel Jazz Party" (при этом такое название ни разу не упоминается) можно увидеть, что музыкантов приглашают принять участие в 11-ом (а в этом году мы проводим уже 12-ый) Международном фестивале "Джаз Коктебель" в России (!) Дается ссылка на официальный сайт фестиваля.

Сообщается о том, что фестиваль был основан в 2003 году и каждый год собирает более 30 тысяч гостей. Отмечается, что в прошлом году в фестивале приняли участие 300 музыкантов из 15 стран. А это, простите, уже наши данные и статистика.

Мир активно интересовало и интересует, что происходит в Украине. И музыканты — не исключение. Другой вопрос в том, была ли им доступна вся объективная информация или же только ее часть. Мы действительно столкнулись с тем, что многие артисты всерьез были обеспокоены событиями в Украине и, разумеется, беспокоились о своей личной безопасности. Поэтому некоторые переговоры были заморожены, часть затянулась на несколько месяцев, а двое артистов, которых мы расценивали, как хедлайнеров, отказались приезжать в Украину в этом году.

Хочется отдельно отметить британских музыкантов, которые поддерживали нас в самые сложные для страны месяцы. 21 ноября в Киеве выступили Submotion Orchestra, открытие фестиваля "Джаз Коктебель" 2013. Patrick Wolf не побоялся приехать в Украину в апреле, когда все концерты отменялись, и прилетев с Киев, побывал на Майдане, почтив память погибших.

15 июня в рамках Koktebel Jazz Day при поддержке Британского Совета в Украине состоялся публичный концерт Belleruche на Арт-Пикнике Славы Фроловой. Первые названные участники фестиваля "Джаз Коктебель" также британцы — это потрясающий проект, организованный музыкантами Portishead — Get the Blessing и невероятная NadineShah, для которых очень важно поддержать фестиваль и украинскую публику.

Как планируете упредить возможные "культурные диверсии" России?

Исключительно прозрачной и достоверной информацией, доступной всей публике фестиваля. Как мы видим, методы фестиваля "Джаз Коктебель" и информагентства "Россия сегодня" на данный момент абсолютно противоположны.