Эксперт: Налоговый кодекс написан не для инвестора

Премьер-министр Николай Азаров выступает за скорейшее принятие Налогового кодекса. Однако текстом документа недоволен бизнес. В частности финансовый сектор

Все опрошенные «ДЕЛОМ» специалисты оказались солидарны во мнении, что проект Налогового кодекса в его последней редакции не окажет какого-либо позитивного влияния и не будет стимулировать граждан к инвестированию.

Согласно старому законодательству, главным налоговым преимуществом инвестиционного фонда является его освобождение от налога на прибыль. В комбинации с льготным налогообложением дивидендов инвесторов (0% — для юрлиц-резидентов и 5% — для физлиц) это создавало хороший налоговый стимул для разных категорий инвесторов. Не в последнюю очередь благодаря этим налоговым стимулам 82 из 92 млрд. грн. в активах инвестфондов приходится на «венчурные» фонды (данные по состоянию на 31.03.10).

Зачем нужен кодекс?

Основной недостаток старого порядка налогообложения — это неравенство в подходах налогообложения частного инвестора фонда и вкладчика банка. Первый должен уплатить 15% налога на инвестиционную прибыль при выходе из фонда. А также 5% из дивидендов, полученных на паи/акции фонда. В это же время вкладчик банка ничего не платит с процентного дохода по депозиту. Если «буквально» читать закон, то получалось, что для государства банковская система более приоритетна, чем фондовый рынок.

Сама по себе идея создания кодекса логична — это централизация и унификация норм налогообложения разных видов деятельности, в том числе и инвестиционной. Но помимо этого, данная идея, скорее всего, будет использована также с целью увеличения налогов.

Так, к примеру, проект кодекса устанавливает для частного инвестора единую ставку налогообложения на уровне 5% на проценты по банковским вкладам и на доход от выхода из инвестиционного фонда (ПИФ, КИФ), фонда операций с недвижимостью (ФОН) или фонда банковского управления (ФБУ). Очевидно, что это более справедливый подход.

С другой стороны, налоговое бремя для частного инвестора планируется увеличить. Так, помимо ввода налога на банковские вклады, например, предлагается увеличить и налог на дивиденды для частных инвесторов с 5% до 15%.

О влиянии на инвестфонды

Самым главным является то, что кодекс не вносит радикальных изменений текущего налогового режима для институтов совместного инвестирования (ИСИ). В первую очередь имеется в виду нулевой налог на прибыль инвестиционного фонда, который остается в силе. Что вместе с нулевым налогом на дивиденды, полученные юрлицом — инвестором фонда, позволит индустрии «венчурных» ИСИ, аккумулирующих активы крупных инвесторов и ФПГ, активно развиваться и в дальнейшем. Отметим, что разработчики кодекса понимают, что попытки обложить налогом ИСИ привели бы, скорее всего, к бегству капитала из отечественных фондов в офшоры.

Что касается фондов прямых инвестиций, то необходимый инструментарий для их деятельности в Украине уже предусмотрен законодательством. То, что пока далеко не все им пользуются, проблема более высокого порядка: недостаточно эффективная правовая система регулирования корпоративных отношений в целом, и не столько на уровне закона, сколько на уровне его исполнения. Сегодня, к сожалению, многие фонды прямых инвестиций предпочитают входить в долю бизнеса в Украине через покупку акций «компании-прослойки». Эта компания зарегистрирована на территории государства, где корпоративные отношения четко отрегулированы и выполнение контрактных обязательств акционеров, взятых перед инвесторами, гарантировано отлаженным десятилетиями правовым механизмом.

Сергей Савчук, директор P&S Asset Management