Проект "Опір матеріалів"

Художественный проект "Опір матеріалів" является попыткой освободить от избытка публицистики и конъюнктуры художественный дискурс, возникший вокруг событий связанных с Майданом и русской инвазией.

Художественный проект "Опір матеріалів" в составе художников Владимира Бахтова, Петра Бевзы, Александра Гляделова, Николая Журавля, Ларисы Пухановой, Анатолия Твердого, Виктора Хоменко и организатора — Фонда культурных инициатив ArtHuss, является попыткой освободить от избытка публицистики и конъюнктуры художественный дискурс, возникший вокруг событий связанных с Майданом и русской инвазией.

Авторам удалось вырваться из прокрустова ложа рефлексивного реагирования и посмотреть на положение вещей с большой фокусной дистанции. С этой дистанции, через плотность повседневных событий, начинают просматриваться универсальные категории. Чтобы как-то очертить суть той точки зрения, с которой ее увидели авторы проекта, можно обозначить, что ее координаты где-то между психоанализом, криминологией, культурной антропологией и философией. Этот ракурс позволяет с достаточным "разрешением" увидеть те трансформации и деформации, которые испытывает человеческая природа в результате войны и цивилизационных потрясений.

Так сложилось эволюционно, что все живое на изменения отвечает только двумя способами: либо принимает изменения, испытывает мутацию, адаптируется и развивается, или вымирает как вид. В исторических перипетиях все, что нас не убивает (а смерть бывает не только физической, но и моральной), делает нас сильнее. Трансформация, о которой здесь идет речь, — процесс многомерный и далеко не одномоментный. Новое поколение формируется не из "пробирки", а из того генетического и социального материала, который мы унаследовали: мягкого и податливого как глина, неуклюжего как фуфайка, беззащитного как мягкая игрушка. Собственно образ мягкой игрушки и стал эмоциональным зачинщиком проекта, позволившего катализировать только художественное осознание того, что с нами происходит в этот переломный момент.

Глубина освещения поднятой проектом темы достигается исследованием дихотомически понятийных пар: мягкое и твердое, жертва и жертвенность. Этим проектом, авторы пытаются на уровне смыслов дать ответ на вопрос: проснулся ли культурный код или геном, заложенные в нас, под давлением обстоятельств и превратил ли мягкого по характеру украинца, который долгие годы олицетворял образ жертвы, готовой пассивно покорятся насилию над собой, на отважного, жертвенного воина, готового идти на смерть за свою землю и свою свободу.

Для лучшего понимания дальнейших трансформаций, авторы сначала взялись за раскрытие сущности атмосферы, в которой формировался герой наших исследований — homosoveticus, которую можно определить как амнезия. Инсталляция Виктора Хоменко / Ларисы Пухановои и объект Анатолия Твердого метко передают эту атмосферу: мещанский быт, предсказуемое существование и отсутствие влияния на свою судьбу; искажена идеологией история народа, частью которого являешься ты; "Партия — наш рулевой" ...

Одним из основных символов проекта и демонстрацией продукта такого социума становится инсталляция Николая Журавля в виде гигантской мягкой игрушки, прикованной наручниками к батарее центрального отопления. Человек, сформированный под влиянием таких факторов, это — привлекательный объект для вождей, криминалитета и остальных желающих "решать вопросы" за счет насилия.

В криминологии есть такое понятие — "виктимогенность". Это когда жертва посылает неуловимый сигнал преступнику о готовности подчиниться насилию. Психоаналитики объясняют такое положение склонностью определенных психотипов быть жертвой на фоне бессознательного чувства вины или стыда, а также желанием быть наказанным, что приводит к пассивности и покорности. Поэтому закономерно, что визуальная завязка темы происходит через серию психоделических студийных фото и гиперболизированных инсталляций. Сюжет фиксирует странный садо-мазохистский ритуал, осуществляемый группой людей в железных масках медведей.

Сбалансированное колористическое и пластическое решение позволяет авторам погрузить, но не растворить зрителя в показной грубости "упражнений", держа его в состоянии тревожного ожидания в течение осмотра всей экспозиции. У каждого палача есть "ассистенты" — люди, которые имеют рабскую сущность и высшее для них наслаждение — быть орудием в руках палача. Эту идею остроумно передает своим объектом Анатолий Твердый. Объект нам сегодня очень хорошо известен — человек в ватнике.

Но насилие нередко вызывает эффект противоположный от того, на который рассчитывает насильник. Культурный код, который побуждает украинцев сопротивляться, тонко и лирично очерчен в работах Владимира Бахтова и Петра Бевзы. Каждый из них апеллирует к разным историческим пластам. Но все фокусируются как в линзе в новой картине мира современного украинца, который отбросив мягкотелость твердо принял готовность служения своему народу. Этот жизнеутверждающий аккорд проекта ярко и убедительно отражает Александр Гляделов своими снимками, которые были отсняты на Майдане зимой этого года и представлены в экспозиции как в виде отдельных фотографий, так и в слайд-шоу. Не менее пронзительно и убедительно выглядят его фотографии недавно отснятые в зоне боевых действий. Вглядываясь в лица бойцов, зритель чувствует уверенность в победе, достоинство и понимание смысла борьбы.

Проект проходит при содействии Министерства культуры Украины.

Автор идеи проекта — Николай Журавель.

Текст — Николай Скиба

Комиссар проекта — Константин Кожемяка

Продюсер проекта — Фонд культурных инициатив ArtHuss

Партнеры — Институциональный — Институт проблем современного искусства

- Онлайн-медиа-партнер — Бизнес-портал DELO.ua

— Партнер проекта — kmbs

— Партнер перевозок — CARGO Service

— Выставочный партнер — Творческое объединение БЖ-Арт

— Полиграфический партнер проекта — Фамильная типография huss