Операторы против повышения платы за радиочастоты

Законопроект, предусматривающий повышение ставок за использование радиочастотного ресурса, вызвал резкую критику крупнейших мобильных операторов

Кабмин внес в Верховную Раду проект "Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по изменению ставок некоторых налогов и сборов" с целью получения дополнительных поступлений в госбюджет. Среди прочего, правительство предложило повысить ставки сборов за использование радиочастот в наиболее коммерческом диапазоне 300-2200 МГц (в котором работают крупнейшие мобильные операторы).

Все три крупнейших мобильных оператора — "Киевстар", "МТС Украина" и "Астелит" — выступили против упомянутой законодательной инициативы правительства. Они предложили правительству вместо повышения ставок сбора за использование радиочастотного ресурса побыстрее снять барьеры для внедрения новых технологий. Тогда, убеждены представители "большой тройки" сотового рынка Украины, рынок получит новый импульс развития и возрастут поступления в госбюджет.

Комментарий директора по регуляторно-правовому обеспечению "Киевстара" Андрея Осадчука

Мы понимаем государственную необходимость срочного наполнения бюджета. Однако в условиях продолжающейся стагнации телеком рынка такое повышение не будет экономически оправданным ни для бюджета, ни для операторов, ни для абонентов.

Напомним, ставки общеобязательного сбора в течение 2010 — 2011 года увеличивались более чем в 10 раз. От 1000 грн за 1 МГц в 2008 году до 10183 грн в 2013 году. При этом какие-либо компенсаторы такого повышения стоимости частот для телеком компаний не предлагаются вообще. При этом, как известно, у телеком операторов Украины нет возможности внедрять новые, современные услуги на базе технологий 3G/LTE, что могло бы дать стимул развитию телеком рынка. Вопрос о закреплении в телеком законодательстве принципа технологической нейтральности, необходимой для предоставления таких услуг с использованием радио частотного ресурса, за который операторы ежегодно платят огромные суммы, остается нерешенным. Повышение стоимости частот без предложения операторам компенсаторных механизмов будет простым "вымыванием" средств и приведет к сокращению инвестиций, сворачиванию ряда проектов и, как следствие, уменьшению других поступлений в бюджет. С нашей точки зрения, наиболее быстрый и эффективный способ увеличить взносы в государственный бюджет от телеком рынка — это внедрение принципа "технологической нейтральности" и продажа новых лицензий на использование 3 и 4 поколения связи оператором. Такое решение даст мощный технологический и экономический импульс рынку и существенные средства в бюджет.

Комментарий директора по корпоративному управления и контролю "МТС Украина" Олега Проживальского

По сравнению с другими странами, плата за РЧР в Украине достаточно высока и имеет существенный вес в структуре абонентских тарифов. Повышение ее размеров неизбежно скажется на росте цен на услуги мобильной связи. То есть, бюджет получит дополнительные средства, но произойдет это за счет потребителей.

В то же время существует другой, более эффективный способ пополнить бюджет. Речь идет о лицензии на развитие новых поколений связи, которые принесут в бюджет намного больше от операторов, при этом не нанося ущерб потребителям. Выдача лицензий на 3G и 4G позволит не только мгновенно пополнить бюджет, но и даст толчок развитию отрасли, поспособствует поступлению в Украину огромных инвестиций из-за рубежа. Внедрение новых технологий — это тысячи новых рабочих мест, заказы для среднего и малого бизнеса, новые услуги для абонентов и дополнительные поступления в бюджет. В результате выгоду получат все: и государство, и операторы, и абоненты, которые наконец получат доступ к скоростному мобильному интернету, которым давно пользуются во всем мире.

Негативным моментом является и то, что повышение платы за частоты не анонсировалось операторам, они не планировали эти расходы в своих бюджетах в текущем году. Это ставит операторов в тяжелое положение, ограничивает их возможности развития, а для небольших компаний даже создает угрозу банкротства.

Принципиально, любой ограниченный ресурс — частотный, номерной — должен распределяться государством на платной основе исключительно для того, чтобы операторы использовали его эффективно, не держали "про запас" и отдавали излишки государству. Плата за ресурсы — это существенный экономический рычаг для обеспечения их эффективного использования. Применять ее для наполнения бюджета не стоит.

Комментарий пресс-службы life:) (ТМ, принадлежащая "Астелиту")

С точки зрения мобильного оператора life:), объективной необходимости в запланированном увеличении платы за пользование радиочастотным ресурсу в два раза нет, поскольку согласно законодательству данный сбор зависит от индекса потребительских цен, который по официальным прогнозам растет значительно медленнее (в январе правительство озвучивало рост этого показателя на уровне 4,3% для 2014 года).

Одновременно стоит принимать во внимание, что данный сбор является составляющей себестоимости телекоммуникационных услуг, и его изменение может влечь за собой изменение конечной цены этих услуг для потребителя, а также, вызывая увеличение затрат операторов на деятельность, сказываться на инвестиционной привлекательности мобильного рынка Украины.