Что думают мобильные операторы о продаже сим-карт по паспортам (обновлено)

Депутаты внесли изменения в закон "О телекоммуникациях", который обязывает заключать договор между оператором и абонентом

Верховная Рада приняла закон №3879 (зарегистрирован в Верховной Раде депутатом-регионалом Вадимом Колесниченко), которым вносятся изменения в закон "О телекоммуникациях". Он вводит понятие идентификационной телекоммуникационной карты — средства, которое используется для идентификации конечного оборудования абонента в сети (SIM-карта, USIM-карта и т.д.) Предоставление телекоммуникационных услуг с использованием такой карты осуществляется на основании заключенного между оператором телекоммуникаций и потребителей договора в порядке, предусмотренном законодательством.

Данный законопроект был разработан еще в апреле 2012 года во исполнение решения, принятого на заседании Кабинета министров.

На сегодняшний день, по данным операторов, основное количество абонентов мобильной связи Украины приходится на абонентов предоплаченных услуг (по разным оценкам — 85-90%), которые покупают SIM-карты без заключения договоров или без идентификации покупателя. В Украине также предоставляется ряд других телекоммуникационных услуг без заключения договоров — услуги IP-телефонии, доступа в Интернет и др.

При этом, например, в России при приобретении SIM-карт требуется идентификация пользователя (фиксация паспортных данных и т.п.)

Мнение участников рынка

Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению "Киевстар"

Изменения в законодательстве проясняют понятие сим-карты. В то же время все операторы и ранее предоставляли услуги на основе договоров, которым, кстати, является и договор публичной оферты. И в действующем, и в проголосованном новом законопроекте у абонента есть выбор способа своей идентификации при заключении договора с оператором, в том числе через предоставление паспортных данных. В целом добровольная идентификация абонента может положительно влиять на рынок, например, снижая уровень мошенничества, и служить мерой дополнительной защиты абонента от несанкционированных действий третьих лиц.

Пресс-служба "МТС Украина"

Это очень неожиданная новость для всего рынка. Сегодня в Украине большинство стартовых пакетов продается без заключения контракта. Порядка 90% абонентов являются абонентами предоплаты, и только 10% заключают договора с оператором. Вся наша система продаж и обслуживания абонентов организована с учетом такой структуры спроса. Пока у нас не было времени детально проанализировать содержание законопроекта, но уже сейчас возникает много вопросов. В частности, как обслуживать население сел и небольших населенных пунктов, где нет операторских магазинов. Обязательная продажа стартовых пакетов по паспортам ограничивает доступность услуг, за которыми, например, сельским жителям придется ехать в город. И даже в городе стартовый пакет будет купить не так просто, как сейчас. Операторам придется полностью перестраивать свою систему продаж, которая складывалась на рынке годами. Это потребует времени и дополнительных затрат.

Но даже внедрение паспортизации продаж не исключает для желающих возможности обойти это условие и приобрести пакет анонимно. Как показывает опыт зарубежных стран, везде, где используется такая система, существует и черный рынок, на котором легко можно купить стартовый пакет по подложным документам или на чужое имя. Просто стоит он дороже.