АМКУ разрешил мобильным операторам рекламировать "нулевые" тарифы

Антимонопольный комитет утвердил правила рекламирования услуг мобильной связи. Их подписали все украинские мобильные операторы. Такой одобрямс объясняется тем, что ведомство фактически дало добро на рекламу спорных «нулевых» тарифов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Принятые Антимонопольным комитетом правила рекламирования операторами мобильной связи своих услуг регламентируют требования к рекламе в печатных СМИ, на радио, телевидении и в Интернете. В частности теперь в рекламе операторов должна содержаться развернутая информация о тарифах, тарифных планах, услугах и условиях обслуживания. Кроме того, в рекламе обязательно должны быть указаны телефонные номера информационных центров. «Теперь операторы должны будут указывать свои тарифы с учетом всех отчислений и налогов, которые должен будет платить абонент при пользовании тарифом или услугой», — подчеркнул председатель Комитета Алексей Костусев.

Впрочем, эксперты утверждают, что никаких революционных изменений рынку принятие правил не принесет. Объясняется это тем, что формулировки, использованные в правилах, слишком размыты. Поэтому обойти утвержденные правила очень легко, а контролировать, придерживаются ли их операторы, будет крайне сложно. «Ситуация с соблюдением прав абонентов нашими операторами весьма печальна. Демонстративные попытки Нацкомиссии регулирования связи обязать операторов учитывать только полные тарифные единицы времени, округляя время разговоров в меньшую сторону, так ничем и не закончились. Операторы последовательно игнорируют это требование с момента его введения в 2003 году. Что касается Антимонопольного комитета, то его кампания за отмену платы за соединение, проведенная под личным руководством Алексея Костусева, также закончилась ничем. Поэтому нет оснований ожидать, что сейчас ситуация изменится», — считает руководитель экспертной группы Netton.Telecom Роман Химич.

Уже сейчас очевидно, что операторы продолжат применять в своих рекламных компаниях так называемые «нулевые» тарифы. Ранее в Комитете настаивали, что используя «нулевые» предложения в рекламе, операторы вводят абонентов в заблуждение. Уже позже они узнают, что за нулевым тарифом скрываются абонплата, плата за соединение и другие расходы. «Утвержденные ведомством правила не запрещают, но и не разрешают рекламу «нулевых» тарифов. Поэтому правомочность и корректность использования операторами таких предложений будет определяться в каждом конкретном случае», — говорит руководитель пресс-службы АМКУ Богдан Якимюк. Таким образом, очевидно, что активно рекламирующие «нулевые» тарифы «МТС», «Астелит» (ТМ life:)) и «Украинские радиосистемы» (ТМ Beeline) смогут продолжить делать это, при необходимости минимально откорректировав принципы подачи информации в рекламе. «Правила, принятые Антимонопольным комитетом, касаются подходов к рекламе тарифных предложений операторов, а не самих тарифов, поскольку они не подлежат госрегулированию. Мы уже подавали наши рекламные материалы на рассмотрение ведомства на протяжении определенного времени. Таким образом, наша реклама уже соответствует ожиданиям регулятора», — отмечает директор по корпоративным отношениям «Астелит» (ТМ life:)) Юрий Курмаз. В «МТС-Украина» также заявляют, что компания выполняет требования, которые указываются в правилах.


Проблема «нулевых» тарифов попала в поле зрения АМКУ в октябре 2009 года после обращения компании «Киевстар». Тогда Комитет озаботился вопросом предоставления операторами неполной информации потребителям при рекламировании «нулевых» тарифов. В частности информация об обязательных сборах и платежах распространялась операторами в сокращенном или недоступном для восприятия формате. Тогда АМКУ даже возбудил дело против компании «УРС» (ТМ Beeline), а также против компаний «Голден Телеком» и «Укртелеком» (ТМ Utel), из-за того что операторы отказались отменять рекламу «нулевых» тарифов. И.о. главы АМКУ Александр Мельниченко заявлял, что если операторы не пойдут навстречу ведомству, их могут оштрафовать на сумму до 5% от годового оборота. Впрочем, операторы отделались испугом.

Как уже сообщало «ДЕЛО» (от 10.07.09), в прошлом году НКРС запретила мобильным операторам использовать «нулевые» тарифы. Согласно решению НКРС, мобильные операторы должны были до сентября отказаться от использования «нулей» в рекламе. Такие тарифы должны рекламироваться как пакет с абонплатой и предоставлением определенного количества бесплатных минут.