Чем России грозит запрет на импорт продовольствия

Чем России грозит запрет на импорт части продовольствия из стран, которые ввели санкции против РФ? По словам чиновника финансово-экономического блока, влияние ограничений на инфляцию можно приблизительно оценить в 1-2 п. п.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Завтра РФ обнародует перечень сельскохозяйственного сырья и продовольствия, которые Путин запретил ввозить. Запрет будет действовать год. Он касается продукции стран, введших санкции против России: Запретят ввоз всей сельхозпродукции из США, сообщили РИА Новости, и как сообщил источник агентства ИТАР-ТАСС, молочной продукции из Штатов, ЕС, Японии, Канады, Австралии, в том числе сыров массового производства. С 1 августа Россия вводит запрет на ввоз овощей и фруктов из Польши.

Ограничения, вероятно, не коснутся товаров для личного потребления, пишут "Ведомости". Объясняется запрет на продовольствие защитой национальных интересов страны.

Что запретят

В перечне будут различные виды овощей, фруктов, мясной продукции, точно не будет вина и детского питания, сказал. сотрудник аппарата правительства "Ведомостям". Запрет на определенные товары может и не быть полным, будут квоты.

Чем это грозит России

По данным ФТС, Россия в 2013 г. импортировала продовольствия на $43 млрд (13,4% всего импорта), около половины этой суммы, без учета напитков и алкоголя, приходится на ЕС, США, Канаду, Австралию и Японию.

В стоимостном обороте розничной торговли продовольствием на долю импорта, по данным Минэкономразвития, приходится около 25-30%. По некоторым позициям эта доля выше. Около 50% сыров, 35% свинины, 60% говядины, 35% животных и 16% растительных масел, 19% консервов — импортные.

По расчетам "Ведомостей" на ЕС приходится 37% импорта мяса, 13% — рыб и моллюсков, 33% — продуктов животного происхождения (молока, яиц, меда), 30% — овощей, 24% — фруктов, 39% — готовой продукции из мяса и рыбы, 25% — напитков. Позиции американских производителей сильны в категории масличных и прочих семян и плодов (18%) и мяса (12%).

Любое сокращение предложения — инфляционная мера, замечает федеральный чиновник. По его словам, влияние ограничений на инфляцию можно приблизительно оценить в 1-2 пп. Существуют и риски паники, тогда цены могут взлететь, не исключает сотрудник одного из банков. ЦБ накануне предупредил, что торговые ограничения усиливают инфляционные ожидания, что может привести к ускоренному росту цен не только на запрещенные товары, но и на все остальные товары и услуги.

По расчетам "ВТБ капитала", запрет российскими властями импорта некоторых продовольственных товаров уже добавил инфляции 1,5 п. п. Так, цены на свинину из-за запрета поставок из ЕС выросли на 20%, за ней на 10-15% подорожали и другие мясные товары, в том числе отечественного производства. При запрете ввоза мяса из США и молочной продукции из ЕС совокупный вклад торговых ограничений в инфляцию составит 2,5 п. п., она достигнет 7,5% по итогам 2014 г., посчитали в "ВТБ капитале". Причем, расчеты были сделаны до указа Путина.

Даже если рост цен не ускорится, с учетом фактически нулевого роста экономики уже можно говорить о том, что в России стагфляция, считает Дмитрий Полевой из ING. Ранее риски стагфляции признавал и сотрудник ЦБ.

Официальных заявлений Европы и США на указ Путина пока нет. Ждут, когда появиться перечень запрещенных товаров. Ограничения на импорт в Россию не повлияют на позицию Евросоюза по Украине, заявил посол ЕС в Москве Вигаудас Ушацкас, пишут РИА "Новости".

Российский федеральный чиновник не исключает возможные претензии от партнеров России по ВТО. Но РФ намерена обосновать свою позицию соображениями национальной продовольственной безопасности. Такие исключения действительно предусмотрены в соглашениях ВТО, подтвердил сотрудник ВТО. Однако в случае спора придется тщательно доказывать, что это реальная угроза, а не повод для защиты внутреннего рынка.