Нефтяное пике: как изменения на нефтяном рынке меняют мировую экономику

Страны-экспортеры пытаются нейтрализовать последствия падения цен на нефть, используя свои валютные резервы и уговаривая ОПЕК снизить добычу
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

"Позднее этот период могут назвать "великим нефтяным падением" или "нефтяным заговором". Но понятно одно — в ближайшее время к своим прежним позициям цены на топливо уже не вернутся", — считает Джим Хенди из аналитической компании Objective Analysis. И, по его мнению, разные страны будут бороться с проблемами, которые возникают у них из-за низких цен на нефть, по-разному. При этом сами последствия низких цен могут быть непредсказуемыми — от рецессий и революций у экспортеров, до начала экономического восстановления и бума собственной добычи.

А пока эксперты гадают, почему баррель нефти в июне на мировых биржах продавался по $115, а теперь может упасть ниже $80. Некоторые даже обвиняют США и Саудовскую Аравию в политическом сговоре, говоря, что обе страны использовали прием Холодной войны, когда специально занижали цены на нефть, чтобы ослабить экономику СССР. "Теперь в Эр-Рияде и Вашингтоне хотят нанести дополнительный удар по благосостоянию России и других стран, которые не согласны с политикой западного мира", — стенают некоторые эксперты. Интересно, что эти заявления в основном звучат от экономистов тех государств, которые больше всего страдают от падения цен на нефть. "Многие не могут принять, что для падения цен на ресурсы есть и объективные причины. И видят в этом только сговор", — пожимает плечами эксперт Institute for Advanced Sustainability Studies Стефания Рекерс. По ее мнению, экономическое восстановление США, а также продолжающийся кризис в странах ЕС и начало замедления экономики больших стран Азии, нанесли нефти намного больший удар, чем возможный сговор США и Эр-Рияда.

И действительно, в последние месяцы биржевые индексы США постоянно растут. А в июле достигли своего исторического максимума. На этой волне глава ФРС Дженет Йелен заявила, что, возможно, вскоре можно будет поднимать процентные ставки по кредитам и начинать активнее стимулировать экономику, не боясь "перегрева" рынка и новых кредитных пузырей. Эксперты Bloomberg, сообщают, что за последние несколько месяцев, когда все в США убедились, что рост ВВП будет не меньше 2%, инвесторы начали вкладывать больше в ценные бумаги, а не ресурсы.

На этом фоне спрос на нефть упал еще больше, когда Всемирный банк в сентябре заявил, что экономика ЕС вырастет в этом году не более чем на 0,5%. Это означает, что уже четвертый год подряд Европа будет находиться на грани рецессии. Потому регион будет использовать меньше нефти. Наконец, снижение темпов роста экономики Китая до 7% в год, также оказало давление на нефть. Так как Китай в этом году вышел на второе место по импорту нефти с показателем 5,5 млн. баррелей в день. Сейчас в Пекине думают снизить импорт и потому цены также идут вниз.

Пока аналитики сходятся в том, что эффект от падения цен на нефть будет зависеть от того, где они остановятся и насколько длительным он будет. Но уже сейчас многие страны, бюджеты которых зависят от экспорта топлива, начали искать пути преодоления этого кризиса.

На пути в рецессию

Пока больше всех об экономических потерях, которые вызваны падением цен на нефть, говорит Россия. В Москве даже заявляют, что страна теряет более $2 млрд. каждый раз, когда цены на нефть снижаются на один доллар. Это вполне возможно, учитывая, что более 70% прибыли от экспорта страна получает именно от продажи нефти и газа за границу.

В начале октября Международный Валютный фонд снизил прогноз роста экономики России до 0,5% в 2015-м году. А в этом году ВВП может вырасти только на 1%, хотя раньше прогнозировали рост как минимум в 2%. И при этом в заявлении Фонда говорится, что нормально удерживать баланс бюджета Москва сможет, если цены на нефть опять вырастут до $100 за баррель. Отдельный удар нефтяные котировки нанесли по рублю. За последние несколько недель Центробанк России уже потратил $13 млрд для поддержания стабильности своей валюты. И тем не менее, она продолжает дешеветь относительно доллара. По мнению экспертов, в 2015-м России, при такой же стоимости нефти, понадобится более $50 млрд для того, чтобы поддержать валютную стабильность.

Интересно, что падение курса рубля началось еще летом 2014-го, когда США начали постепенно снижать выкуп гособлигаций развивающихся стран. Тогда валюты Индии, Турции и России начали падать. Теперь эта тенденция может усилиться и к 2015-му, по мнению профессора Колумбийского университета Джефа Метлока, рубль может подойти к отметке в 50 за один доллар. "Если это случится, то у России может не хватить валютных резервов для стабилизации экономики", —говорит эксперт. И тогда страна может погрузиться в рецессию. Хотя это не означает, что кризис приведет к политической нестабильности в России. Это будет, скорее, похоже на упадок 2009 года, когда деловая активность заметно снизилась.

Пока в Москве борются с падением своих экспортных прибылей попытками повлиять на совет ОПЕК, который соберется в ноябре. Если там примут решение о снижении норм добычи нефти, то цены постепенно пойдут вверх.

В схожей ситуации с Россией оказался Иран. Но если на Москву дополнительно давят санкции Запада, то Тегеран страдает из-за эмбарго на продажу нефти и дорогих социальных программ. За последние два месяца страна потеряла более $15 млрд из-за цен на топливо. Сейчас Иран пытается действовать в основном через ОПЕК, также добиваясь снизить добычу.

Наконец, на ОПЕК намерена надавить и Нигерия. Так как низкие цены на нефть там привели к тому, что экономика откатилась сразу на 3% в прогнозах Всемирного Банка. Тем более, что экспорт нефти из этой страны упал на 400 тысяч баррелей в день за последние недели. И потому решение ОПЕК для Лагоса также очень важно.

Люди с резервами

Но по мнению аналитиков, в ноябре нефтедобывающий картель, который продает более 70% мирового топлива, не станет ограничивать свою добычу. Для лидеров ОПЕК — Саудовской Аравии и ОАЭ это не выгодно.

Особенно для Эр-Рияда, так как саудиды накопили более $700 млрд валютных резервов и могут позволить себе низкие цены на нефть. Тем более, что Катар, Саудовская Аравия и ОЭА еще в начале года заложили в своих бюджетах цену на нефть на уровне $90-$80 за баррель. И потому они готовы пережидать снижение цен.

К тому же, есть несколько причин не уменьшать добычу. Во-первых, таким образом страны Персидского залива хотят надавить на США. Дело в том, что в этом году штаты, наконец, вышли на тот уровень в сланцевой революции, когда они могут позволить себе отказаться от экспорта нефти и заменить ее своей. И себестоимость барреля, который получен с помощью гидроразрыва пласта, по данным US Energy information Administration, не больше $90. Но для начала масштабной добычи надо инвестировать в разведку и бурение огромные деньги. На данный момент в США уже потратили $130 млрд на бурение. И нужно еще около $60 млрд, чтобы система начала работать. Если цены на нефть ниже $80, то в США задумаются над тем, стоит ли добывать ее у себя, так как дешевле будет купить у ОПЕК.

Во-вторых, картелю не выгодно снижать добычу, так как это приведет к более долгосрочному падению прибылей. Потому что из-за слабых экономических перспектив ЕС и Азии покупать нефть все равно больше не будут.

Революции безденежья

Но в самой плохой ситуации оказались Ирак и Венесуэла, которые большую часть своих прибылей получали от нефти и не могут покрыть снижение цены на этот ресурс.

В Ираке сейчас более 30% нефтеносных полей захвачены боевиками Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ). Они также контролируют основные нефтепроводы на севере страны. Потому за прошлый месяц экспорт нефти из страны упал на 50 тыс. баррелей в день. Это, совокупно с падением цены, пробило в бюджете брешь в размере более $10 млрд. А эти деньги нужны правительству в Багдаде для того, чтобы воевать с боевиками. Особенно после того, как в США дали понять, что не будут опять втягиваться в военный конфликт в этой стране. Сегодня, по мнению Стефании Рекерс, Ирак может оказаться на грани поражения от ИГИЛ, если только цены на нефть не пойдут вверх.

В Венесуэле все не так печально. Там падение нефтяных цен привело к нехватке в бюджете $3 млрд на широкие социальные программы президента Николаса Мадуро. В основном это выплаты и социальные пайки для наименее обеспеченных граждан страны. Они достались ему еще от его предшественника Уго Чавеса. И держались, в основном, на высоких ценах на нефть, которые составляют 85% доходов страны. Теперь же в Каракасе уже заявили, что социальные пособия будут сокращаться. Эксперты уже ждут, что в будущем в стране начнутся волнения и забастовки из-за этого. Потому сейчас в Каракасе заговорили, что настало время пригласить западные нефтяные компании назад и обеспечить им льготный режим. В основном для того, чтобы расширить торговлю топливом на весь Американский континент и не дать США заменить их нефть на сланцевое топливо собственной добычи.

Пока цены на нефть идут вниз, страны-экспортеры как могут пытаются защитить свою экономику. По мнению экспертов, если тенденция снижения будет кратковременной, то большинству из них хватит валютных ресурсов. Если же цены не будут расти еще очень долго, то из процветающих государств они могут свалиться в рецессию и череду революций.