Обзор мировых СМИ: Россия, НАТО и два моря

Ведущие СМИ освещают три важные темы, которые обсуждали на Варшавском саммите НАТО. Это работа России на раскол альянса и ЕС, новая морская миссия НАТО в Средиземном море и перспектива создания плацдарма в акватории Черного моря
Как Россия разделяет альянс

Под внешним лоском саммита НАТО скрываются "трещины и расколы", пишет The New York Times. Большинство споров вращаются вокруг вопроса о том, сдерживать или умиротворять Россию, поскольку она продолжает непредсказуемую политику на восточных рубежах альянса.

Так, Германия, Франция и Италия показывают признаки колебания: они готовы отойти от жесткой позиции, принятой после того, как Россия аннексировала Крым.

"Путин испытывает все эти страны, и он разделяет некоторые из них", — сказал Николас Бернс, бывший посол США в Организации Североатлантического договора, который только что завершил поездку по Европе. Он добавил: "Я был поражен разногласиями в руководстве Европы о том, как реагировать на эти вызовы".

Споры о том, какой сигнал послать в Москву были очень заметны и на самом саммите НАТО. Например, американцы выпустили в мир план 17 военных учений, назвав его "гарантии США по сдерживающим усилиям в поддержку союзников НАТО" . Кроме того, в альянсе снова подняли голоса те, кто призывает восстановить ключевую роль ядерного оружия, как эффективного средства "держать Россию в узде".

Одно из немногих европейских государств, которое выразило твердую позицию по поводу антироссийских санкций — Британия. "Великобритания играла роль крутого парня в Европейском Союзе, — рассказал Бернс. — "Если они выйдут из ЕС, мы потеряем самого опытного партнера с самым жестким кругозором по таким вопросам, как санкции в отношении России".

Средиземное море — область разногласий?

Болит голова из-за решений саммита и у главного дипломата ЕС — Федерики Могерини. Она выразила обеспокоенность, что утвержденная на встрече морская миссия в Средиземном море, которая предполагает использование самолетов морской разведки у берегов Северной Африки, дублирует уже ранее запущенную от имени ЕС операцию "София" для задержания беженцев, пытающихся пересечь Средиземное море из Ливии.

Это, по мнению американских чиновников, может сигнализировать, что в отношениях между НАТО и ЕС не все гладко, информирует The Wall Street Journal.

В самом альянсе на это смотрят немного по-другому и дублирования не наблюдают.

Хотя миссия будет предназначена исключительно для поддержки операции "София", высокопоставленный представитель альянса сказал, что воды Средиземного моря должны быть разделены между двумя группами, чтобы предотвратить перекрытие.

Несмотря на подписанное в четверг соглашение о расширении сотрудничества, политические разногласия между членом НАТО Турцией и членом ЕС Кипром уже давно заблокировали работу разведки в этом регионе.

Черное море — новый стратегический плацдарм НАТО?

Черное море может оказаться еще более спорным, чем Балтийское, предупреждает Bloomberg. В издании, которое посвятило данной теме часть своей последней статьи, считают, что НАТО должно и дальше развивать оборонный потенциал региона из-за угрозы со стороны России. После захвата Крыма, РФ планомерно создает из полуострова и моря военную базу.

"Посмотрите на то, откуда исходили главные угрозы со стороны России, — сказал министр иностранных дел Румынии Лазар Комэнеску в интервью, после того, как закончилась встреча на высшем уровне. — Крым, Абхазия и Южная Осетия в Грузии, Приднестровье в Молдове. Это все — южная часть восточного фланга НАТО".

Обеспечение безопасности и подписание соглашения о создании флота НАТО в Черном море может быть более сложным, чем развертывание войск в странах Балтии. Румыния является большим сторонником этого, но Болгария, член НАТО с сильными экономическими и историческими связями с Россией, выразила несогласие. В июне премьер-министр Бойко Борисов предупредил, что создание флота "превратит Черное море в территорию войны".

Турция тоже имеет смешанные чувства по поводу этой идеи, из-за чувствительности ее отношений с Россией, а также по поводу международного договора, который контролирует проход суден через проливы Босфор и Дарданеллы (Конвенция Монтре о статусе проливов).

Пока это еще один "зависший" вопрос в повестке дня НАТО, за лоском которой скрываются большие разногласия как внутри, так и вне организации, и пока непонятно, будут ли они решены в ближайшем будущем.