Операция "Щит Евфрата": Турция начала вторжение в Сирию?

Анкара начала наземную операцию против "ИГ" и курдов на севере Сирии. Delo.UA попыталось разобраться, какие цели преследует операция "Щит Евфрата"

Это самая большая наземная операция члена НАТО с момента начала войны в Сирии. И как всегда в регионе, операция имеет несколько целей.

Игорь Семиволос, исполнительный директор Центра ближневосточных исследований: "Пока цель вторжения локальна: вытеснить из региона силы "ИГ", а также опередить курдов, которые развивали наступление на Джараблус. Похоже на создание зоны безопасности на севере Сирии у турецкой границы. Дальнейшее продвижение будет зависеть от успехов операции. Если повезет, будут расширять, если нет — ограничатся приграничьем".

Перед наземным вторжением, турки провели артобстрел позиций как "ИГ", так и курдов, а после этого последовали авиаудары от коалиции во главе с США.

Первая задача Турции — таки избавить свои границы от присутствия боевиков "Исламского государства", которых президент Эрдоган обвинил в последнем теракте в Газиантепе, где бомба смертника забрала больше полсотни жизней. Во-вторых, и для Турции это тоже крайне важно, опередить курдов и занять Джараблус. Точнее, дать это сделать союзникам из FSA (Свободная Сирийская Армия), а не курдским YPG (Отряд народной самообороны). Анкара болезненно реагирует на то, что курды могут соединить под своей властью оба региона северной Сирии, до этого разделенные рекой Евфрат и расширить границы своей автономии.

Это будет означать, что вся граница между Турцией и Сирией будет в курдских руках и, по мнению Турции, неизбежно возникнет вопрос о курдской государственности.

Такая операция — явный признак того, что YPG являются ближайшим союзником коалиции на земле. НАТО признает, что Турция опасается как "ИГ", так и курдов, и даже сирийскую оппозицию. Турция периодически обстреливала территорию, недавно захваченную сирийскими демократическими силами, в которых, хотя они официально имеют смешанный состав, преобладают курдские боевики. Таким образом, "Щит Евфрата" — попытка изгнать их к востоку от города Манбидж.

По последним сообщениям, первые успехи уже есть — FSA при поддержке Турции взяли деревню Каклиджа, 4 км на запад от Джараблуса.

#NewsMap Combined Turkish Army / Syrian rebel forces have capture Kaklījah, 4 km west of #Jarabulus, from #ISIS. pic.twitter.com/YWMvpxE4kQ — Julian Röpcke (@JulianRoepcke) 24 августа 2016 г.

К шести вечера по времени Киева пришли первые сообщения о том, что коалиция взяла Джараблус, полностью вытеснив оттуда силы "ИГ". Вторая фаза операции — выйти на городок Аль-Раи, а третья — взять под контроль Аль-Баб, находящийся в самом центре территории Халифата "ИГ".

#Jarablus has fallen; FSA control former #ISIS HQ. Phase II of operation will seek to connect with Al-Rai. Phase III = to capture Al-Bab. — Charles Lister (@Charles_Lister) 24 августа 2016 г.

Еще одна возможная причина интервенции — требования Турции про создание над Сирией "no-fly zone", а вдоль турецкой границы — "safe zone" — упорно игнорировались на протяжении трех лет.

В Анкаре эти тезисы были повторены еще раз министрами, которые с грустью говорят, что гражданские лица могут быть лучше защищены внутри сирийской территории, чем наводняя их страну (Турция уже приняла три миллиона беженцев).

Вторжение в Джараблус может, очевидно, быть использовано, чтобы оправдать продолжение турецкого присутствия на территории Сирии. Но реальная долгосрочная повестка дня — создание буфера между двумя основными курдскими анклавами по обе стороны от реки.