От Hero до Zero: три причины провала Yahoo

Когда-то это была одна из самых захватывающих историй успеха Кремниевой долины. Теперь Yahoo служит в качестве предупреждения другим

Yahoo началось в 1994 году в общежитии Стэнфорда, когда два студента, Дэвид Фило и Джерри Янг, собрали на одной страничке свои любимые ссылки; сначала она получила название "Руководство по World Wide Web от Джерри и Дэвида", но позже была переименована на Yahoo. Она быстро росла и в итоге стала "порталом", через который миллионы людей впервые столкнулись с Интернетом. На своем пике в 2000 году, Yahoo имел рыночную стоимость $128 млрд.

На прошлой неделе его история как независимой фирмы подошла к концу. 25 июля Verizon, гигант телекоммуникационной отрасли, объявил, что заплатит около $4,8 млрд для приобретения основного бизнеса Yahoo. Продажа придет, как благословенное облегчение для акционеров. В Yahoo были уволены четыре главных руководителя в течение трех лет перед тем, как в компанию пришла Марисса Майер в 2012 году. И хотя ее усилия по перестройке компании практически потерпели неудачу, семена продажи Yahoo были посеяны задолго до ее прихода.

Три причины упадка Yahoo

Первая — хронический недостаток фокуса. С самого начала остался неразрешенный дуализм — Yahoo это СМИ или технологическая компания? В результате, когда интернет развивался в одну сторону, Yahoo шел в другую. Не могли решить, отдавать ли собственную поисковую систему на аутсорс или она достойна значительных инвестиций. Эта нерешительность позволила Google расти. Прошло слишком много времени, чтобы компания могла адекватно отреагировать на появление социальных медиа и приход мобильного Интернета. Г-жа Майер и беззубый совет директоров компании, не сделали ничего, чтобы разрешить раздвоенную корпоративную индивидуальность Yahoo.

Вторая проблема — вместо того, чтобы сосредоточиться на каком-то одном направлении (СМИ и система поиска или технологические инновации), Yahoo распалась на сотни проектов, которые хоть формально и находились под одним брендом, но фактически каждый жил своей жизнью. К 2001 году компания имела 400 различных товаров и услуг. Ее громоздкая структура оказалась не готова к соревнованию с конкурентами, которые уже имели специализацию — такими, как Google в поиске и eBay в электронной коммерции. Yahoo была компанией заведомо дисфункциональной: в какой-то момент она имела четыре отдельных специализированных рекламных бизнеса, каждый из которых использовал различные технологии. Теперь такое распыление ресурсов служит предупреждением для других. Силиконовая долина известна своими изменившими мир амбициями, но менеджеры могут быть отвлечены на слишком много вещей одновременно и в итоге полностью потерять контроль над процессами.

Третья проблема Yahoo — заключение сделок. Некоторые из покупок окупились: доля в другом веб-гиганте, китайской фирме электронной коммерции Alibaba — стоит гораздо больше, чем интернет-собственность самого Yahoo.

Другие провалились: г-жа Майер, например, купила Tumblr, платформу для блогов, за $1,1 млрд в 2013 году. Эта покупка практически разорила Yahoo. История Yahoo — это история провальных сделок. Компания не купила Google за $1 млн, когда был шанс. Она согласилась купить Facebook за $1 млрд, но сделка сорвалась, когда Yahoo пытались договориться про снижение цены. Она упустила шанс купить YouTube (впоследствии купленный Google), и его покупка eBay провалилась из-за конфликтующих эго лидеров.

Длинная тень Стива Джобса

Самое возмутительное во всем этом то, что г-н Ян, исполнительный директор в то время, имел шанс продать Yahoo Microsoft за примерно $45 млрд в начале 2008 года, но его гордость и его желание возглавить свою компанию заставили его отклонить предложение.

Главный урок провала Yahoo: основатели часто могут быть слишком привязаны к своему "детищу", чтобы принимать правильные стратегические решения. Кремниевая долина по-прежнему верит в идею создателей, как дальновидных художников. В прошлом году Джек Дорси был приглашен обратно, чтобы возглавить Twitter (продолжая в то же время работать в Square, компании платежей, которую он основал). Акционеры обеих фирм должны тщательно рассмотреть пример Yahoo. На каждого Стива Джобса, который успешно воскресил Apple, есть г-н Ян и г-жа Майер.