Прицельные санкции: ЕС попробует влиять на Москву через российских олигархов

В ЕС задумались над финансовыми санкциями против богатейших россиян, хотя даже в Брюсселе не уверенны в их эффективности

В конце июля Европейский Совет опять не смог принять консолидированные санкции против России и ограничить экономические связи с Москвой. Лидеры ЕС опять выразили "глубокую озабоченность" тем, что инспектора ОБСЕ не могут добраться к месту крушения Малазийского Боинга и анонсировали новые санкции, правда, пока не понятно, какими они будут.

Сбитый ракетой Боинг-777 Малазийских авиалиний над востоком Украины вызвал в Европе и ЕС очень экспрессивную реакцию. Правители сразу нескольких стран заявили, что нужно прямо сейчас вводить санкции против России, которая могла передать ракетные комплексы террористам на востоке Украины. Наиболее активными в этом направлении были премьеры Австралии и Великобритании. Остальные страны, особенно европейские, которые связаны с Россией газовыми контрактами, выступали за проведение расследования и призывали повременить с выводами. Но при этом эксперты не ждут быстрых результатов от вскрытия "черных ящиков". "Никому не выгодно узнать правду. Если самолет сбила Россия или террористы, то не понятно, как дальше вести себя с Москвой, которая экономически крепко связана с Вашингтоном и Брюсселем", — заявил в комментарии Delo.UA глава Economic Strategy Institute Клайд Престовиц.

Тем более, даже в случае доказательства вины России, западные компании предпочтут продолжать бизнес с Москвой. К примеру, в июне банк BNP Paribas Group согласился заплатить $8,9 млрд. ФБР только, чтобы следователи не продолжали выяснять, сколько денег из Ирана или Судана провел банк через свои счета. Примерно такие же санкции могут ввести и против других банков, которые могли сотрудничать с недемократическими странами. По мнению бывшего комиссара ЕС Лорда Мендельсона, Россия хранит в банках западных стран гораздо большие средства и потому санкции маловероятны.

Но с другой стороны, некоторые страны уже заговорили о том, что удар нужно нанести по российским олигархам, которые повлияют на позицию власти. Тем более, что 75% экспертов, которых опросил Bloomberg, считают, что инвестиционная привлекательность России уже сейчас упала до уровня 90-х. И потому вкладывать деньги туда опасно. А российские фондовые индексы в этом году показали самую худшую динамику из всех развивающихся стран и снизились на 12%. Удар по олигархам, близким к власти может еще больше ослабить экономику России. Но непонятно остановит ли это Москву.

В тесной компании

"Все понимают, что российская власть использовала влияние олигархов для того, чтобы войти в ВТО и другие привилегированные мировые экономические клубы", — поясняет Дуглас Элиот из Института Брукингса. Тогда инвесторов не напугали даже обвинения против одного из олигархов — Михаила Ходорковского. По мнению Элиота Владимир Путин смог создать структуру, когда большие инвестиционные компании могли решать все вопросы на высшем уровне и не беспокоиться за дальнейшую судьбу своих денег.

В результате этой политики, Россия в 2012 году вступила в ВТО и стала постоянным членом Большой Семерки.

С 2001 года инвестиционная привлекательность России выросла на 150% по оценкам американского Совета по Внешней политике. В результате к 2013-му Москва вышла на третье место по иностранным инвестициям с показателем в $94 млрд., нарастив всего за год размер инвестиций на 84%. В тоже время, самые богатые россияне вывели в заграничные активы более $50 млрд.

В прошлом году на Петербуржском экономическом форуме Владимир Путин заявил, что сейчас его страна может стать еще более открытой миру и приблизиться к Европе. Тем более, что ситуация для инвестирования в Россию сложилась самая благоприятная — Китай замедлил темпы роста экономики до 5% в год, США и ЕС не могли преодолеть экономический застой, а другие развивающиеся страны казались очень нестабильными. Потому контролируемый Россией крупный бизнес, с его предсказуемыми правилами игры, казался очень привлекательным.

Возможно, также уверенность президента поддерживало и то, что страны Восточной и Южной Европы согласились на прокладку газопровода Южный Поток. В основном потому, что страны Ближнего Востока и Африки все больше погружались в нестабильность и гражданские войны и потому поставки из России казались логичными.

Новый договор

Но весной 2014-го ситуация начала меняться. Вначале Россия присоединила к себе Крым. Потом начала активно поддерживать террористические группировки на Востоке Украины. Наконец, может быть косвенно или прямо ответственной за сбитый малазийский Боинг. При этом большая часть россиян, среди которых и олигархи, поддерживают такую политику. По мнению эксперта Московского Центра Карнеги Лилии Шевцовой власть Путина предложила населению и богатым классам новый общественный договор: высокий уровень жизни всех в обмен на политическое величие и "собирание земель". И вплоть до кризиса с Боингом олигархи поддерживали это.

Теперь же ситуация может измениться. Европа явно показала, что не готова вводить жесткие санкции против секторов экономики России, так как эти предприятия слишком тесно связаны с экономикой ЕС. Например, более 6 тысяч немецких предприятий работают в России, и потому разрыв связей очень больно ударит по экономике.

Но ничто не помешает ЕС применить санкции против российских олигархов, которые, по их задумке, могут повлиять и на саму власть. Наиболее активно об этом говорит премьер Великобритании Дэвид Кэмерон. Тут в первую очередь могут пострадать такие российские олигархи, как Алишер Усманов, Роман Абрамович и Алексей Мордашов. Эксперты оценивают их совместные активы в британских банках почти в $25 млрд. При этом против Игоря Сечина и Геннадия Тимченко в США уже ввели санкции, пока персональные. При этом компания Сечина Роснефть после введения этих мер Вашингтоном уже потеряла 8% своей рыночной стоимости. А активы Геннадия Тимченко, которые Forbes оценивает в $11,4 млрд. также оказались под ударом.

В ближайшее время в ЕС хотят расширить список олигархов, против которых вводятся ограничения. Эксперты говорят, что первые санкции возможны против Алишера Усманова (состояние $17,6 млрд.) и Бориса Ротенберга (состояние в $500 млн.). При этом значительная часть успеха этих санкций будет зависеть от того, насколько Великобритания захочет поддержать действия Брюсселя, так как значительная часть российских денег проходит именно через Лондон.

Но здесь проявляется и внутренняя проблема ЕС — Британия не хочет, чтобы ЕС вмешивался в банковские дела Лондона. Так как Брюссель уже несколько лет хочет поставить под свой контроль денежный поток, который идет через банки Сити. Но в Лондоне этому активно сопротивляются. Потому и сейчас банки будут против любых санкций.

Наконец, Тери Миллер считает, что санкции против олигархов не будут такими эффективными, как думают в ЕС. Так как система российского управления построена на вертикали власти и потому личные санкции против олигархов вряд ли смогут повлиять на агрессию Москвы.