Медленное торможение: Украинский авторынок достиг дна

Авторынок Украины в октябре продемонстрировал худший результат для этого месяца за последние 14 лет. Что предпринимают дилеры, дабы удержать клиентов?

Похоже, что украинский авторынок в октябре все же достиг дна. По данным ассоциации "Укравтопром", в октябре в стране было зарегистрировано 5,89 тыс. новых легковых автомобилей. И хотя спрос на новые авто в октябре по сравнению с предыдущим месяцем вырос на 1,4%, рынок продемонстрировал худший для этого осеннего месяца результат за последние 14 лет. Так, относительно октября 2013 года спрос на новые авто упал на 64%, или почти в три раза. Как дилеры выходят из сложившейся ситуации, какие марки авто пользуются наибольшим спросом и какие неутешительные результаты ждут авторынок в конце года, выяснило Delo.UA.

Держаться за воздух

Для того, чтоб удержать рынок "на плаву", дилеры вынуждены активизировать распродажи и скидки. По словам директора департамента маркетинга и рекламы компании "НИКО Менеджмент" Ярослава Вовка, в текущей ситуации самый действенный инструмент — это предложить клиенту определенную выгоду, которая поможет ему сделать выбор в пользу покупки автомобиля, учитывая девальвацию гривни. В частности, "Торговый дом НИКО" как импортер Mitsubishi Motors еженедельно выставляет на продажу 20 автомобилей со скидкой до 20%.

Но не все могут позволить себе проводить распродажи — небольшие автотрейдеры вынуждены закрывать салоны. "Закрываются преимущественно мелкие дилеры, которых поджимают выплаты по кредитам или высокая арендная плата, — поясняет старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко. — Крупные дилеры пытаются пересидеть кризис".

Что касается модельного ряда, то, по словам Алексея Андрейченко, он смещается в сторону среднеценовых и премиальных авто — экономический кризис ударил в первую очередь по бюджетному сегменту, который практически потерял клиентов.

Так, в среднеценовом сегменте бесспорным лидером является Toyota — в октябре-2014 было продано 704 автомобиля этой марки. На втором месте с почти в два раза меньшими продажами расположились автомобили ЗАЗ (411 проданных машин), замыкает тройку лидеров Renault (397 реализованных авто).

В тоже время продажи таких премиальных марок, как Audi, Mercedes-Benz, BMW и Lexus взлетели, несмотря на кризис. В частности, продажи BMW в октябре составили 160 авто (+10,3% к октябрю 2013 года и +90,5% к сентябрю 2014 года). Автомобилей марки Audi было продано 126 единиц (-30,8% к октябрю-2013 и -43,5% к сентябрю текущего года), Mercedes-Benz — 105 авто (-66% к октябрю-2013 и +4% к сентябрю-2014) и Lexus — 91 автомобиль (-9,9% к октябрю-2013 и +26,4 к сентябрю-2014). Стоит отметить, что рост продаж по сравнению с октябрем-2013 показали лишь две марки авто — BMW и SEAT. "Покупку дорогих авто многие рассматривают в качестве инвестиций. Кроме того, дополнительный заработок во время избирательной кампании дал возможность наиболее предприимчивым бизнесменам совершить визит в салон за престижным автомобилем", — размышляет Алексей Андрейченко.

Что ждет авторынок

Как уже писало Delo.UA, автомобильный рынок Украины в 2014 году окажется в крутом пике, и в настоящее время дилеры придерживаются негативного сценария. По прогнозам директора отделения стратегического развития "Атлант-М" Алексея Терещенко, по итогам текущего года падение рынка будет более чем двукратным, а автопродажи составят примерно 85-88 тыс. иномарок.

Немного более оптимистичен старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко. "По итогам этого года продажи новых автомобилей составят около 95 тыс., что означает падение на 53% г/г", — говорит аналитик.

Что касается прогноза на 2015 год, тут эксперты единогласны — базовый сценарий предполагает объем продаж на уровне этого года. "Некое восстановление будет наблюдаться не ранее второй половины будущего года", — утверждает Терещенко.