Почему авторынок Украины в феврале показал рост

Эксперты утверждают, что рост авторынка связан со скачущим курсом доллара и распродажей дилеров автомобилей по старым ценам. Всего же в 2014 году авторынок покажет падение до 185 тыс. машин

Второй месяц подряд украинский авторынок демонстрирует рост. Несмотря на конфликт в Крыму и девальвацию гривни, продажи новых легковых автомобилей в феврале выросли на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 14,32 тыс. машин. Напомним, в январе-2014 в Украине было продано 10,95 тыс. новых автомобилей.

Рост автопродаж в период нестабильности старший аналитик ИК "Арт Капитал" Алексей Андрейченко объясняет тем, что при нестабильной ситуации с курсом гривни дилеры распродавали автомобили со складов по старым "додевальвационным" ценам, что и вызвало ажиотаж.

Подтверждают слова эксперта и дилеры. "Основными факторами повышения спроса стал массовый отток депозитов из банков. На руках у людей оказались живые деньги и они, опасаясь инфляции, старались зафиксировать средства в чем-то более надежном, чем гривня. Также сработали акции с "хорошими ценами" и фиксация курса на уровне 8 грн/$1", — рассказывает бренд-менеджер автохолдинга "Атлант-М" в Украине Юлия Кажарская.

Что же касается украинских автомобилей, то в феврале-2014 постоянно занимавшие лидирующие позиции автомобили ЗАЗ оказался в рейтинге самых покупаемых автомобилей лишь на шестом месте. По данным AUTO-Consulting, в прошлом месяце было реализовано всего 844 автомобиля ЗАЗ (или 5,9% рынка). В феврале сообщалось, что, по данным официального дистрибьютора автомобилей ЗАА, ЗАЗ Sens, самый доступный автомобиль в Украине, подорожал на 3,7 тыс. грн до 63,6 тыс. грн, подорожание коснулось и других автомобилей марки. Сейчас узнать стоимость авто не удалось — на официальном сайте "УкрАВТО" сообщается, что цены на все автомобили ЗАЗ линейки уточняются, эта же информация относится и к автомобилям Chery.

Если же брать десятку лидеров авторынка, то лидерство с 2,02 тыс. проданных авто уже который раз досталось Geely, которая смогла занять 14% украинского рынка и нарастила продажи по сравнению с январем почти на 50%. Второе место завоевали автомобили Nissan с 959 а реализованных авто и 6,7% рынка, а закрывает тройку лидеров Renault с 915 проданных машин (6,39% рынка). Четвертое и пятое место в рейтинге заняли Toyota (895 проданных авто, 6,25% доли рынка) и Hyundai (876 проданных авто, 6,12%) соответственно.

На шестом месте вышеупомянутые автомобили ЗАЗ, седьмое место досталось автомобилям Volkswagen (782 реализованных авто, 5,46% доли на рынке, рост продаж по сравнению с январем на 112%), на восьмом — Skoda (752 авто, 5,25% доли, рост в сравнении с январем — 17%), на девятом — Ford (713 авто, 5% рынка, падения по сравнению с январем 13,7%), и десятку лидеров занимает KIA (522 авто, 3,64 доли и падения по сравнению с январем 20%).

Грустные прогнозы

"Автомобилей у дилеров на складах осталось немного. Скорее всего, по старым ценам авто будут продавать еще около двух недель, затем импортеры поднимут цены (минимум на уровень девальвации гривни на 10% с начала 2014 года. — прим. ред.), а значит в марте рынок утихомирится, но сама величина продаж будет выше, но это обусловлено прежде всего сезонным ростом. Если брать рост год к году, то он уже будет около нуля", — прогнозирует Алексей Андрейченко.

Уже в апреле, по прогнозам аналитика ИК "Арт Капитал", отечественный авторынок уйдет в минус, особенно по отношению к аналогичному периоду прошлого года. "Виной" тому рекордные автопродажи в апреле 2013 года, когда были введены спецпошлины на иномарки, что, в свою очередь, привело к резкому росту продаж авто. Тогда усилиями всех операторов было реализовано почти 26 тыс. автомобилей, что на 35% больше и без того высоких показателей марта и на 33% лучше, чем в апреле 2012 года.

"Всего по итогам 2014 года автопродажи составят около 185 тыс., что на 8% ниже, чем показатель за 2013 год. Но эта данные будут меняться в зависимости от величины девальвации и ее скорости, а также от потребительских настроений населения, которое будет реагировать и на политическую обстановку, и на экономические перспективы", — резюмирует Алексей Андрейченко.