Uber разрешит давать водителям чаевые

Сервис такси Uber вводит функцию, с помощью которой пассажиры смогут давать водителям чаевые в приложении. Отсутствие чаевых было одним из принципов, который отличал компанию от сервисов-конкурентов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сервис такси Uber начал вводить функцию, с помощью которой пассажиры смогут давать водителям чаевые в приложении. В настоящее время функция доступна только в Сиэттле, Хьюстоне и Миннеаполисе, до конца июля она будет работать на всей территории США, а позднее распространится по всему миру, сообщает ВВС.

Отсутствие чаевых — один из базовых принципов Uber, который отличал компанию от сервисов-конкурентов, таких как Lyft. Водители критиковали Uber за это, поскольку компания управляла тарифами без их ведома и лишала их какой-либо возможности влиять на свой заработок.

Как пишет BBC, чаевые можно будет заплатить в любой момент в течение 30 дней с момента поездки. Водители не будут знать, какой именно пассажир перевел им чаевые.

Компания заявила, что не будет удерживать процент с чаевых, но в то же время отмечает, что эти деньги могут уходить в счет погашения долга за машину, взятую в аренду через партнеров Uber.

Противником введения функции чаевых был один из основателей Uber Трэвис Каланик. Как сообщил The New York Times, в ночь на 21 июня стало известно, что пять основных инвесторов Uber направили Каланику письмо, в котором потребовали от него немедленно уйти в отставку, объяснив это необходимостью обновления руководства компании.

Uber за последнее время оказался замешан в ряде скандалов — от обвинений менеджмента компании в сексизме до ставшего достоянием общественности грубого разговора Каланика с одним из водителей сервиса.

11 июня состоялось специальное заседание совета директоров компании, на котором представили не только результаты проверки, но и ряд рекомендаций, как исправить ситуацию. В их числе было предложение частично пересмотреть полномочия Каланика. Все рекомендации были приняты.

Причем Трэвис Каланик еще 13 июня объявил, что уходит в отпуск на неопределенный срок — чтобы пережить трагедию в семье (в конце мая его родители попали в аварию, катаясь на лодке; мать погибла, отец получил тяжелые травмы), а также переосмыслить свою роль главы компании.

Что теперь будет с Uber

О том, как один из самых успешных стартапов последних лет испортил себе репутацию, написала "Медуза", назвав публикацию "Конец пацанской культуры".

В восьмилетней истории Uber было множество конфликтных ситуаций. В том числе компанию обвиняли в штрейкбрейхерстве во время антитрамповской забастовки таксистов и даже в краже технологий.

По словам бывших сотрудников, компания предпочитала выпускать недоработанные нововведения, чтобы опередить конкурентов: один из 14 принципов Uber звучал как always be hustling (что можно перевести как "всегда стремись подсуетиться").

Критику вызывала не только бизнес-модель Uber, но и ее корпоративные стандарты — так называемая bro culture ("пацанская культура"), свойственная многим компаниям в Кремниевой долине.

The New York Times опубликовала расследование "Внутри Uber и ее агрессивной и необузданной деловой культуры", где утверждалось, что домогательства, гомофобия и унижения в компании были в порядке вещей — например, один из менеджеров обещал пробить сотруднику голову битой за плохой результат. Рассказывали и о том, что работа в Uber стала чем-то вроде "черной метки" в резюме — некоторые компании предпочитали не иметь дела с теми, кто смог прижиться в Uber.

На специальной встрече с Калаником более ста сотрудниц подняли вопрос о сексизме в компании. Каланик принес извинения от лица Uber и объявил, что в компании будет проведена проверка.

Ею занялась юридическая компания Covington & Burling, а возглавили расследование бывший генеральный прокурор США Эрик Холдер и его партнер Тэмми Альбарран. Параллельно в компании велась еще одна проверка — юристы Perkins Coie расследовали 215 жалоб сотрудников, поступивших в отдел кадров.

Спустя несколько дней, 28 февраля, в интернете появилось видео, на котором Каланик грубит водителю Uber Black, пожаловавшемуся на снижение тарифов. Кризис усугубился. "Мне пора вырасти и стать лидером получше", — резюмировал глава Uber.

"Талантливым мудакам у нас не место"

Первые результаты проверок стали известны 6 июня: двадцать сотрудников Uber были уволены, 31 направлен на переподготовку или консультации у психологов, а еще семи вынесены предупреждения. Все они проходили по делу о домогательствах, дискриминации и репрессивных методах в компании.

Эрик Холдер и Тэмми Альбарран, изучив три миллиона документов и проведя несколько сотен интервью, предложили совету директоров 47 конкретных шагов. В частности, строго пресекать любые проявления насильственного поведения: домогательства, дискриминацию, травлю и другие злоупотребления на рабочем месте.

Также Uber стоит стать более инклюзивной и разнообразной по составу сотрудников и пересмотреть свои корпоративные принципы. Об этом сообщила соосновательница The Huffington Post и член совета директоров Uber Арианна Хаффингтон. Как сказала Хаффингтон в своем выступлении: "Талантливым мудакам у нас не место. Никому не будет никаких поблажек, даже если они показывают блестящие рабочие результаты."