В ВААИД выступают против снижения акцизов на подержанные иномарки

Свою позицию по поводу предусмотренного законопроектом №3251 снижения акцизов на подержанные иномарки ВААИД изложила в открытом обращении к президенту Украины, премьер-министру и спикеру Верховной Рады
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров обнародовала открытое обращение к президенту Украины, премьер-министру и спикеру Верховной Рады. В ВААИД считают, что предусмотренное законопроектом №3251 многократное снижение акцизов на подержанные иномарки обернется катастрофой для рынка новых легковых автомобилей в Украине, а импорт подержанных машин станет практически необлагаемым налогами видом бизнеса. Ниже приведен текст обращения.

В настоящее время на рассмотрении в Верховной Раде Украины находится проект Закона Украины "О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ" Переходные положения "Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка подержанных транспортных средств (№3251)".

Хотим сообщить о последствиях в случае принятия данного законопроекта.

От имени 528 компаний — участников Всеукраинской Ассоциации Автомобильных Импортеров и дилеров (ВААИД) информируем Вас о текущем состоянии автомобильного рынка Украины:

1. Объем конечных продаж легковых и коммерческих автомобилей по итогам 2015 составит по предварительным оценкам около 50 000 ед. Это в 4 раза меньше, чем было в 2013 г. и меньше в 12 раз, чем в 2008 г. При этом, объем производства внутри страны по итогам 2015 г. составит около 7000 ед., что составляет 77% падения по сравнению с предыдущим, также неудачным годом.

2. Существующее количество заводов-производителей автомобильного транспорта в Украине — 12, из них почти половина полностью или частично находятся в законсервированном состоянии в ожидании положительных изменений на рынке, более 300 производителей авто компонентов и комплектующих, из которых около трех десятков совместные предприятия с иностранными инвестициями.

3. Количество компаний официальных импортеров — 40, которые представляют на рынке 60 автомобильных брендов. Количество официальных дилерских центров составляет около 1000.

4. Объем инвестиций со стороны резидентов Украины и иностранных компаний за последние 20 лет в строительство автосалонов, СТО, производственных площадок — свыше 2,0 млрд евро.

5. Количество занятых в автомобильной отрасли (официальный импорт и дистрибуция, официальные дилеры — продажа и сервис, заводы-производители и поставщики комплектующих) — более 50 000 сотрудников.

6. Объем уплаченных основных налогов (НДС, пошлина, акциз) официальными импортерами новых легковых автомобилей за 9 мес. 2015 составил — 4,2 млрд грн, а по итогам 2015 превысит 5,5 млрд грн (данные предоставлены Министерством финансов Украины).

Стоит отметить, что в странах ЕС доля официального ("белого") рынка составляет 80% — 90%. В Украине же сегодня официальный рынок составляет 50%. Вторая половина импорта в страну приходится на неофициальных юридических лиц импортеров автомобилей, которые поставляют автомобили, бывшие в употреблении. При этом такие поставки осуществляются в основном с целым рядом нарушений законодательства, в частности:

- в разы занижается таможенная стоимость товара, размер уплаченного НДС и пошлины минимальный;

- размер уплаченных государственных налогов и сборов компаний импортеров б/у автомобилей также минимальный;

- в страну массово импортируются автомобили экологических стандартов Евро-0, Евро-2 и Евро-3 путем манипулирования сертификатами, при том, что в Украине, согласно действующему законодательству, разрешен импорт автомобилей не ниже Евро-4, а с 01.01.2016 г. должен произойти переход на стандарт Евро-5.

Фактически, единственное, что сегодня получает государство от таких "бизнесменов", которые работают на рынке б/у авто, это акциз на импорт б/у автомобилей. Размер уплаченного акциза от импорта легковых б/у автомобилей за 9 мес. 2015 составил 0,75 млрд грн, остальные сборы (НДС, пошлина) — 0,5 млрд грн, итого — 1,25 млрд грн (данные предоставлены Министерством финансов Украины). Он же (акциз на б/у) является ограничительным фактором, чтобы не превратить Украину в европейскую свалку автомобильного металлолома. Несмотря на это, как было указано выше, каждый второй автомобиль в Украине это б/у импорт. Причина такой ситуации — неравные конкурентные условия работы на рынке.

Рынок б/у авто работает фактически в обход бюджета. К примеру, операторы белого официального рынка платят в бюджет около 40% от розничной цены автомобиля! В это же время операторы сегмента б/у импорта платят 15%-20% от розничной цены автомобиля, что и отражается на более выгодных ценовых предложениях.

В случае принятия законопроекта №3251 мы прогнозируем катастрофическую ситуацию на автомобильном рынке. Импорт б/у автомобилей станет практически необлагаемым налогами видом бизнеса в Украине!

Никто из покупателей не станет переплачивать 40% от цены нового автомобиля, которые сегодня идут в госбюджет. Основная часть покупателей сделает покупку в сегменте б/у импорта, где не нужно платить налоги. Также под видом б/у автомобилей в Украину начнутся поставки новых автомобилей с целью избежать уплаты налогов.

Итогом этого станет смерть официального автомобильного рынка:

- иностранные представительства и украинские компании импортеры будут закрыты;

- основная часть дилерских центров будет закрыта, несущественная часть перепрофилирована;

- заводы будут закрыты и порезаны на металлолом;

- без работы останутся десятки тысяч людей;

- коррупция на таможне продолжит процветать;

- бюджет страны не получит поступлений ни от сегмента новых автомобилей, ни от б/у сегмента, с учетом всех составляющих (рост рынка не менее 20%), все налоги и сборы от всех участников рынка в 2016 г. могут составить около 10 млрд грн.

Украина превратится в свалку европейского автомобильного металлолома, как это произошло с рядом стран: Армения, Грузия, где не существует официального автомобильного рынка.

Также обращаем внимание на крайне важный факт, что Министерство финансов Украины и Министерство экономического развития и торговли Украины уже сделали негативную оценку последствий данного законопроекта, предоставив негативные выводы к проекту закона.

Нам не хотелось бы стать заложниками ситуации, когда на волне дешевого популизма в результате страдают все заинтересованные лица — и импортеры, и производители, и государственный бюджет, и в конечном итоге, автовладельцы.

Просим поддержать позицию всех участников автомобильного рынка и не допустить принятия этого и других деструктивных законов, тормозят развитие и модернизацию страны в европейском направлении.