GM должна вернуть Германии 1,5 млрд евро

General Motors не будет продавать Opel консорциуму Magna и Сбербанка. Худшее для GM уже позади, и компания нашла возможность оставить стратегическое европейское подразделение себе, взамен предлагая ГАЗу прямое сотрудничество

Отказ от сделки совет директоров GM объяснил "улучшением ситуации в бизнесе GM в последние несколько месяцев и важностью Opel/Vauxhall для глобальной стратегии компании". В структуре GM Opel отвечает за разработку малолитражных автомобилей; продав Opel, американская компания лишилась бы этого ключевого сегмента рынка. Во вторник GM объявила о том, что продажи компании в США выросли впервые за 21 месяц.

13 членов совета директоров GM заседали шесть часов и вечером во вторник решили отказаться от продажи Opel. Приоритетами при определении судьбы Opel были наиболее стабильный и наименее затратный подход в обеспечении долгосрочного будущего европейского подразделения, говорится в заявлении GM: собственный план реструктуризации Opel/Vauxhall американская компания оценивает в 3 млрд евро.

Magna и Сбербанку, которые были готовы купить 55% акций Opel/Vauxhall за $500 млн, требовалось финансирование в размере 4,5 млрд евро. Предполагалось, что правительства европейских стран, в которых расположены заводы, предоставят госгарантии по кредитам на эту сумму; больше всего обещала Германия, которая уже выделила 1,5 млрд евро на переходный период.

Немцы недовольны больше всех

Magna понимает решение совета директоров GM и обещает продолжать поддерживать Opel и GM, заявил согендиректор канадской компании Зигфрид Вольф. Получить комментарии в Сбербанке вчера не удалось. В сентябре предправления Сбербанка Герман Греф говорил, что не исключает того, что сделка может сорваться.

Предварительная сделка с Magna и Сбербанком заключалась совершенно в других экономических условиях, когда GM готовилась объявить о банкротстве, сказал гендиректор GM Фриц Хендерсон членам совета директоров во вторник. Теперь же GM не отягощена долгами и может провести реструктуризацию Opel самостоятельно, добавил Хендерсон. Совет поручил ему найти человека, который мог бы эффективно управлять европейскими активами, пишет WSJ.

Для ГАЗа еще не все потеряно

Сделка с Magna и Сбербанком предполагала возможное производство моделей Opel на заводе ГАЗа. "В этой сделке мы выступали как индустриальные партнеры, но наше сотрудничество с Opel развивалось вне зависимости от нее", — говорит зампред правления ГАЗа Елена Матвеева. В 2007-2008 гг. GM и ГАЗ вели переговоры о совместном проекте — создании новой платформы бюджетного автомобиля и его локализации в России. Они ничем не завершились из-за кризиса. Но GM "надеется возобновить работу напрямую с ГАЗом, чтобы способствовать как модернизации его операций, так и совместному развитию российского авторынка к обоюдной выгоде" — такой фразой заканчивается пресс-релиз GM об отказе продавать Opel/Vauxhall. "Между возобновлением переговоров и началом реализации какого-либо проекта пройдет не один год", — полагает директор российского офиса A. T. Kearney Евгений Богданов.