Как GM обвел Меркель вокруг пальца

После обнародования решения о "непродаже" Opel российско-канадскому консорциуму, политика GM все больше напоминает грандиозную операцию по приручению немецкого правительства с Ангелой Меркель во главе

свободное от спасения американского автопрома  время председатель правления General Motors Эдвард Уитакер любит убивать змей. У него даже разработана особая техника: нужно прижать змею палкой к земле, а потом камнем размозжить ей голову. Самое главное – действовать быстро и неожиданно. Потренировавшись  на змеях, Уитакер перешел к экспериментам над немецким орлом, у которого после нынешних выборов "отросла" вторая голова. Убивать не стал, но оглушил мастерски. Теперь обе головы Германии – канцлер Ангела Меркель и вице-канцлер Гвидо Вестервелле – действуют так, как это выгодно General Motors.

Шаг 1: Прижать к земле

не продавать заводы

Приземлившись в Германии, Меркель первым делом созвонилась с американским президентом, чтобы разобраться в случившемся. В конце концов, во время ее трехдневного визита у Обамы была не одна возможность хотя бы намекнуть коллеге, что сделка может расстроиться. Так думала сама Меркель. А вот президент думал иначе.

По словам Обамы, не было у него возможности предупредить немцев: он просто не знал о планах руководства GM. И вообще, когда они с Меркель виделись в последний раз, заседание, на котором правление автоконцерна постановило не продавать Opel, еще не началось.

Меркель, как человек здравомыслящий, вряд ли поверила президенту. В июне 2009 г., выделив на спасение General Motors более $50 млрд., американское правительство получило около 60% в автоконцерне и назначило своих людей в руководство – в том числе убийцу змей Уитакера, который, кстати, и отменил одобренное Фритцем Хендерсоном решение продать Opel канадско-российскому консорциуму. Уитакер, естественно, сообщал в Вашингтон обо всех ключевых действиях GM, давая президенту возможность демонстрировать широкую осведомленность перед немцами. 30 мая, когда правление автоконцерна готовилось принять решение о передаче Opel Сбербанку и группе Magna, именно Обама сказал об этом Меркель по телефону. Вряд ли на этот раз шифровка из Детройта не дошла до Вашингтона. Скорее, Белый дом согласился создать так любимый Уитакером эффект неожиданности.

Так или иначе, Обама отделался одним неприятным телефонным звонком от Меркель. А вот Меркель пришлось оправдываться перед широкой немецкой общественностью: в Германии начали говорить о "близорукости" канцлера – мол, уже давно можно было догадаться, что американцы отменят сделку. 

Шаг 2: Обезглавить

Для Деманта и Пфайля замена еще не нашлась, а вот обязанности немца Форштера по "санации" Opel будет выполнять британец Ник Рейли. С одной стороны, хорошо, что не американец, с другой – ненамного лучше. Рейли долгое время отвечал за продвижение марки Chevrolet и делал это так успешно, что GM задвинул развитие бренда Opel, представленного примерно в той же ценовой категории, на второй план. Из-за этого злопамятные немцы уже назвали назначение Рейли провокацией.

Кроме того, новый европейский глава GM тесно связан с британским правительством: он давал кабинету консультации по развитию автопрома, за что получил орден Британской империи. Неудивительно, что в Германии опасаются: при сокращении кадров Рейли сначала будет спасать персонал британской марки Vauxhall и только потом займется заводами Opel в континентальной Европе. А вот в Детройте такая последовательность никого не обеспокоит. Самое главное для правления GM, что Рейли четко следует генеральной линии.

Шаг 3: Наслаждаться результатом

"Правительству было бы сложно сказать американцам: "Мы не окажем вам такую же поддержку, которую оказали бы русским", – объяснил заявление Вестервелле эксперт Христианско-демократической партии по экономическим вопросам Михаэль Фукс. Так или иначе, три-ноль в пользу Америки.

На первый взгляд может показаться, что некоторые немцы все же выиграли от отмены сделки, – это Гвидо Вестервелле и его команда. Еще во время предвыборной кампании нынешний вице-канцлер часто заявлял, что не одобряет продажу Opel российско-канадскому консорциуму, несмотря на то, что его политическая союзница Меркель выступает за сделку. По мнению Вестервелле, борясь за Opel, хитрые русские преследовали только одну цель – получить доступ к уникальным техническим разработкам компании. Добившись своего, Сбербанк все равно закрыл бы заводы, оставив немецкое правительство разбираться с тысячами безработных.

Однако  еще одним предвыборным лозунгом партии Вестервелле, FDP, было снижение госвливаний в экономику. Теперь это обещание он вряд ли выполнит. Хуже того, еще неприжатые американцами вольнодумцы из попечительского совета Opel назвали решение GM "государственным социализмом". Получается, либерал Вестервелле, который это решение поддержал, на самом деле социалист, волк в овечьей шкуре – и уже на ближайших выборах в земельные парламенты Германии конкуренты ему это припомнят.

Понимая это, Вестервелле переводит стрелки на свою начальницу. Заместитель председателя FDP Андреас Пинкварт уже заявил: сохранением рабочих мест на заводах Opel (а значит, и финансированием) должна заниматься в первую очередь Меркель – ведь именно обещанию спасти немецкий автопром от сокращений она обязана вторым канцлерским сроком. "Теперь для Меркель это дело чести".

И это заявление – тоже на руку американцам: ведь оно вносит раскол в только что созданный немецкий кабинет. Теперь у США есть возможность играть на взаимных обидах Меркель и Вестервелле, получая от обоих дополнительные финансовые и моральные выгоды. Впрочем, даже если американцам не удастся внести разлад в союз Меркель и Вестервелле, немецкому кабинету не стоит расслабляться. У Уитакера в запасе наверняка есть еще пара приемов.

Источник: slon.ru

Читайте также:

Россияне рады провалу сделки по Opel?

Отказ от продажи Opel будет стоить GM миллиарды

Новому GM быть: General Motors завершил процедуру банкротства

GM не смог определиться с покупателем Opel