Государственные порты ведут нечестную игру с частными терминалами

Владельцы частных терминалов обвиняют государство в дискриминации их бизнеса

на мель

Владельцы частных терминалов обвиняют государство в дискриминации их бизнеса

Панамское судно Levantes класса «хандимакс» пришло в Николаев в июне за партией украинской кукурузы. На терминале «Нибулона» его загрузили на 21,6 тыс. тонн. Еще 2,2 тыс. тонн пришлось догружать на рейде (перегрузка с судна на судно), поскольку иначе осадка судна не позволила бы ему покинуть терминал. Казалось бы, в чем проблема, надо просто углубить проход к терминалу. Но частный инвестор не может этого сделать. И не потому что ему жалко заплатить $4 млн. — во столько оценивается стоимость дноуглубительных работ, а потому что с 2003 года не может получить согласование Минтранса на их проведение.

К тому же скорость погрузки на рейде в 20 раз ниже, чем на терминале. Из-за этого украинское предприятие заплатит владельцу иностранного судна втрое большую компенсацию за простой на погрузке.

Откуда такие сложности

Тем временем, по расчетам «Нибулона», из-за блокирования дноуглубления предприятие только в 2008 году понесло более $5 млн. дополнительных расходов «Из них $2,3 млн. подлежат оплате судовладельцам и иностранным покупателям как компенсация времени, затраченного при загрузке судна (демередж). То есть эти расходы нашей компании не являются доходом украинских госпредприятий», — объясняет Дмитрий Вазанов, начальник отдела исполнения договоров. Еще $2,9 млн. — расходы на аренду барж, оплату услуг плавучих кранов и буксиров, портовых сборов Николаевскому морскому торговому порту за погрузку на рейде или на причалах этого порта и другие услуги. Кроме того, компания недополучает доход из-за потери грузооборота. Например, в 2008-м недогружено более 0,5 млн. тонн, из-за чего недополучено $3,4 млн.

В результате, как утверждают в «Нибулоне», компания лишена возможности реинвестировать эти средства в развитие, а госказна недополучила 22,4 млн. грн. налога на прибыль.

В этом году компания продолжает нести дополнительные расходы на догрузку судов и терять часть грузооборота, а Украина — часть экспорта сельхозпродукции. Потери аграрной отрасли специалисты компании оценивают в $0,5 млрд.

Почему Минтранс против

Теперь, по словам представителей частных терминалов, в руках порта судьбы государственного Судостроительного завода им. 61-го коммунара, речного порта и «Нибулона». «Порт на свое усмотрение решает — пропускать судно к нам или нет», — говорят в «Нибулоне». По словам Васильева, в данное время Минтранс пытается без согласования с Минюстом, Госкомрыбхозом и местными органами власти и самоуправления «протянуть» проект еще одного правительственного постановления. Предлагается предоставить госпредприятию «Николаевский морской торговый порт» в пользование канал акватории порта Николаев, Спасский канал, причалы и акватории в пределах земельных участков, выделенных городскими властями другим субъектам хозяйствования. Речь идет в частности о передаче под контроль порту терминала «Нибулона». «Для предприятия это означает не только потерю $50 млн., вложенных в строительство причала, которые если и вернутся в оборот компании, то лет так через 20-30, необходимость платить порту Николаева за возможность работы на причале, но и потерю контроля над своим бизнесом», — говорит Васильев. Ведь терминал построен сельхозпроизводителем, чтобы удешевить логистику при экспорте зерновых и масличных.

Недобросовестная конкуренция

Читайте также: Украинские порты увеличили прибыль в 3,5 раза 

«Независимо от того, кто министр, ситуация не меняется. Проблема в системе: каждый глава Минтранса выстраивает вертикаль в интересах конкретных бизнес-структур», — утверждает Алексей Вадатурский. Его поддерживает Олег Кутателадзе: «Проблема в том, что Минтранс одновременно выполняет публичные функции регулятора и занимается хоздеятельностью».

Бизнесмены уверены: заложниками нынешней системы являются не только владельцы частных терминалов, но и грузоотправители.

Читайте также: Порт «Южный» рвется в тройку лидеров  
$5,2 млн. составили финансовые потери компании «Нибулон», вызванные рейдовой (с судна на судно) до-грузкой судов при экспортных операциях с зерновыми и масличными
Данные компании

Решением Николаевского горсовета в сентябре 2002 года «Нибулону» передан в долгосрочную аренду земельный участок (около 20 га) для обустройства водных подходов к зерновому терминалу компании. Глубина канала составляет 11,2 метра, причала — 12 метров, а участка между ними — 9 метров.

Имея соответствующее разрешение горсовета, «Нибулон» выполнил проектные работы, получил согласование Николаевского морпорта, Госфлотинспекции, Государственной экологической и морской инспекций, «Госгидрографии», Главного управления градостроительства и архитектуры Николаевского горсовета, двух управлений водных ресурсов на проведение дноуглубления. После этого предприятие обратилось за согласованием Минтранса, которое так и не было получено.