На Одесский припортовый завод претендуют строители, садоводы и карманная фирма

Для компаний, подавших заявки на участие в сегодняшнем конкурсе по приватизации Одесского припортового завода, производство химической продукции не является профильной деятельностью

судебной тяжбе с Секретариатом Президента, Кабмин все же не оставляет попыток продать ОПЗ. При этом все три претендента имеют лишь косвенное отношение к выпуску аммиака, карбамида и азотных удобрений — главной продукции ОПЗ.

Экс-глава Фонда госимущества Александр Бондарь отмечает, что в условиях продажи ОПЗ не содержится требования относительно специализации участников конкурса. «Очевидно, инвесторы подавали заявки так, как им было удобно с юридической или какой-либо другой точки зрения», — отмечает Бондарь.

Так, российский «Азот-Сервис» специализируется на выполнении ремонтных и строительно-монтажных работ. Компания предоставляет услуги в первую очередь своей материнской структуре — кемеровскому «Азоту». Это предприятие, в свою очередь, аффилировано с «Сибур Холдингом» — одной из крупнейших компаний нефтехимической отрасли в России.

Аналитик инвесткомпании «Альфа Капитал Украина» Денис Шеврук отмечает, что в случае покупки ОПЗ «Сибуром» российская компания может значительно усилить свои позиции на рынке. «Одесское предприятие — это одна из четырех точек в мире, где формируется цена на удобрения», — говорит он. Такое значение ОПЗ в первую очередь обусловлено наличием в составе завода аммиакопровода, посредством которого осуществляется экспорт химической продукции российских и украинских производителей. Кроме того, «Сибур» (благодаря своим родственным связям с «Газпромом») способен обеспечить ОПЗ природным газом по приемлемой цене.

Темная лошадка «Привата»

Немного света в этой истории пролил совладелец группы «Приват» Игорь Коломойский. Он признал, что «Нортима» представляет его интересы. Цель компании — не допустить продажи ОПЗ другому участнику — российскому «Еврохиму». Предполагалось, что «Нортима» выкупит завод за любую цену, но его собственники не воспользуются победой, а оспорят проведение конкурса в суде.

С одной стороны, возможно, что «Приват» и сейчас действует по этому же сценарию. Ведь, по словам Коломойского, группа была готова приватизировать ОПЗ только совместно с другими заинтересованными компаниями. Однако, судя по всему, «Приват» так ни с кем и не договорился. Александр Ярославский, на которого рассчитывал Коломойский, в комментарии «ДЕЛУ» отметил, что «Нортима» не представляет его интересов.

С другой стороны, «Привату» очень важен ОПЗ. Например, у подконтрольного группе «Днипроазота» были планы по строительству трубопровода к магистральному аммиакопроводу для экспорта продукции. «Приват», так же, как и россияне, смог бы поставлять на ОПЗ дешевый газ с «Укрнафты».

Цветочки от Григоришина

Для «Энергетического стандарта», судя по открытой информации, химическая промышленность не является профильной. В самой группе не объясняют, зачем им было необходимо подавать заявку на участие в конкурсе. В то же время участники рынка, пожелавшие остаться неназванными, отмечают, что в данном случае «Фрунзе-флора» играет на стороне одного из других участников — «Азот-сервиса» или «Нортимы».

Например, если «Нортима» добьется запрета на участие в приватизационном конкурсе «Азот-сервиса», конкурс состоится только в случае участия в нем двух компаний. «Фрунзе-флора» может сыграть в этом процессе номинальную роль.

Читайте также: Кто выиграет от приватизации ОПЗ