Новогодний бизнес радиофизика

Бывший директор крупного оборонного предприятия Василий Бакун открыл фабрику елочных игрушек

игрушки компания «Гардиан Плюс» производит три года. Ее владелец и директор Василий Бакун рассказывает, что заняться этим бизнесом предложила его дочь Катерина. «Накануне Нового 2004 года мы с ребенком украшали елку, — рассказывает она. — Рассматривая очередной шар, я вдруг подумала, а почему бы не заняться производством такой красоты самой?»

В то время семья Бакуна как раз пребывала в процессе поиска новых бизнес-идей. Глава семьи Василий Николаевич недавно продал небольшой завод по производству медицинской электроники и теперь подумывал, чем заниматься дальше.

Физик-мебельщик

Василий Бакун окончил факультет радиофизики Днепропетровского госуниверситета. Дипломированный специалист попал по направлению на одно из оборонных предприятий Киева. Отдал ему 20 лет своей жизни, пройдя путь от рядового инженера до директора.

В 1992 году, когда предприятие окончательно развалилось, Василий Бакун решил попробовать себя в бизнесе. Совместно с польской мебельной фабрикой BlackRedWhite наладил в Вишневом производство мебели. Поработал с поляками четыре года. «Ушел, — объясняет, — потому что конкуренция на рынке стала очень жесткой, появились более мощные производители».

После мебельного производства решил вернуться к приборостроению. В Сумской области присмотрел «умирающий» завод электроники, планировал производить медицинское оборудование. «Но через четыре года, поняв, что политика государства направлена на то, чтобы этот завод развалить, бросил и это дело», — рассказывает Василий Бакун.

Несостоявшаяся покупка

После того как семья Бакун всерьез задумалась о производстве елочных игрушек, Василий Николаевич стал подыскивать помещение для завода. Брокеры, к которым он обратился, подсказали, что в поселке Клавдиево под Киевом продается завод по производству елочных игрушек. В советские времена предприятие было одним из четырех крупнейших производителей елочных игрушек в СССР. Но после развала Союза постепенно утратило свою былую мощь.

У государства эту фабрику выкупил крупнейший в Украине производитель елочных игрушек — львовская компания «Галимпекс». А вскоре выставил ее на торги.

Бакуна предложение заинтересовало. Он решил купить эту фабрику. Но ее владельцы никак не могли определиться с ценой. Сначала захотели 500 тысяч гривен, потом 1 миллион гривен, позже подняли стоимость до 2 миллионов гривен. «В конечном итоге мы договорились о цене в 3 миллиона гривен. Я был готов заключать договор и уже даже договорился о кредите, — рассказывает Бакун. — Но партнеры снова увеличили цену — до 4 миллионов гривен».

Как оказалось, львовяне тянули со сделкой потому, что хотели удостовериться: будущий собственник фабрики ее перепрофилирует и не будет производить елочные игрушки. «Когда я услышал сумму в 4 миллиона и понял, чего хотят владельцы фабрики, отказался от сделки. Сказал, что сделаю свой бизнес и без их завода», — говорит Василий Николаевич.

Стеклодувы по наследству

Бакун нашел помещение для своего предприятия в ста метрах от так и не купленной фабрики. Через забор от нее располагалась бывшая ткацкая фабрика, новые владельцы которой теперь зарабатывали на аренде ее площадей.

Наладить производство удалось за три месяца. Технические вопросы бизнеса курировал Василий Николаевич. Финансы, организационные вопросы и работу с художниками-дизайнерами взяла на себя дочь Катерина — экономист по образованию.

«Организовать производство было самой простой составляющей нашего бизнеса. Я ведь технарь», — объясняет Бакун. Сложнее было подобрать художников и найти заказчиков.

Бакун подыскивал себе мастеров в художественных колледжах. И сейчас студенты практикуются в его компании, а лучших из них он приглашает на постоянную работу.

Стеклодувы «Гардиан Плюс» достались «по наследству» от фабрики елочных игрушек — это ее бывшие работники. Большинство из них — жители Клавдиево. «В деревне сделать это просто. Сначала нашли одного специалиста, а тот привел всех остальных», — рассказывает Бакун.

В марте 2004 года «Гардиан Плюс» выпустила свой первый елочный шар.

Рынок через Интернет

Как устроен украинский рынок елочных игрушек, семья Бакун изучала в Интернете. «Мы сразу решили делать штучные изделия, только ручной работы. Конкурировать с китайским ширпотребом, который имеет большие продажи за счет своей дешевизны и простых технологий производства, смысла не было», — рассказывает он.

Ручная работа подразумевала не только ручную выдувку, но и роспись от руки. В отличие от китайцев и других украинских производителей, которые наносят на елочные украшения рисунок способом тампопечати — оттиск краской при помощи клише. Так можно разрисовать на порядок больше изделий, чем вручную. Но шары ручной работы ценятся также на порядок выше.

«У нас тоже есть тампостанок. Но мы прибегаем к технологии тампопечати только в том случае, если нас попросит об этом заказчик», — объясняет Бакун.

Хотя в Украине производством елочных игрушек занимаются около 20 компаний, Василий Бакун не считает их своими конкурентами, утверждая, что изделия только его компании можно назвать елочными игрушками 100%-ной ручной работы.

В Москву через Франкфурт

За первый год своего существования «Гардиан Плюс» сделала около 70 тысяч елочных игрушек. Однако как продавать их, еще толком не знала. Сайт в Интернете помог мало: через него удалось продать несколько мелких партий.

Первые крупные заказчики у компании появились только через год. Василий Бакун понял, что искать больших партнеров нужно на профильных выставках. И, практически год проработав «в стол», решил показать свои изделия во Франкфурте-на-Майне, на выставке Christmas World. И не ошибся. Первым большим заказчиком «Гардиан Плюс» стала московская компания.

Выставки, по признанию Василия Бакуна, и теперь основной для компании способ поиска заказчиков.

Через год Бакун повез свою продукцию на московскую выставку Christmas Time. Теперь «Гардиан Плюс» ежегодно участвует во франкфуртской и двух московских выставках. Основные клиенты — компании из Австрии, Дании, Голландии, Германии, России, США и Казахстана. До начала нынешнего года «Гардиан Плюс» 85% своих изделий продавала за пределами Украины. Остальные 15% раскупали отечественные мелкооптовые компании и корпоративные клиенты — «Оболонь», «Киевстар», «Хортиця», Генеральная дирекция иностранных представительств, служба 059.

В нынешнем году список украинских заказчиков «Гардиан Плюс» значительно расширился: компания впервые приняла участие в двух украинских профильных выставках.