Директор завода детского питания: Объемы продаж по сравнению с прошлым годом увеличились на 15%

Александр Голованов, директор киевского завода детского питания «Салюс», рассказал, что предприятие конкурирует только с двумя другими отечественными производителями жидкого молочного детского питания

Голованов, директор киевского завода детского питания «Салюс», рассказал, что предприятие конкурирует только с двумя другими отечественными производителями жидкого молочного детского питания.

Александр Сергеевич, как кризис сказался на деятельности предприятия?

В первую очередь это сложности с привлечением оборотных средств. Кредит привлечь если и можно, то под «драконовские» проценты. Объемы продаж по сравнению с прошлым годом не уменьшились, а напротив, увеличились на 15%. Немаловажную роль сыграло подорожание импортного детского питания. И все же, наши мощности сейчас загружены всего на 50%.

Цены на свою продукцию пересматривали?

При производстве мы используем в основном отече-ственные составляющие, поэтому цены резко не поднимали. Кроме того, повышение отпускных цен для нашего предприятия — очень сложный и бюрократический процесс. Цены нужно согласовывать с большим количеством  госучреждений, в том числе с Инспекцией по контролю за ценами.

Много ли у вас конкурентов?

Рынок жидкого молочного детского питания представлен только отечественными производителями, ведь импортировать такие продукты невозможно. Я имею в виду молоко, йогурты, кефиры. В этом сегменте работают лишь 3 крупных производителя: наш завод, днепропетровский завод «Злагода» и Одесский молочно-консервный завод. Также несколько позиций представляет «Юнимилк» (ТМ «Тема») и «Люстдорф» (ТМ «Тотоша»).

Что касается сухого детского питания (но это не наша специализация), то тут более 90% рынка занимают импортеры.   

Если импорт в сегменте жидкого детского питания отсутствует, то почему в нем представлено всего лишь несколько компаний?

У производителей детского питания проблем довольно много. Первая — сырье. Объемы производства молока в Украине падают, цена на него растет. А ведь нам нужно сырье очень высокого качества. Изначально планировалось, что государство будет выплачивать производителям детского питания дотации, чего на сегодняшний день нет. Получается, что покупать молоко мы можем лишь в тех хозяйствах, которые расположены в специальных сырьевых зонах, нас жестко контролируют государственные органы разного уровня, и никакой помощи мы не получаем. А сырье наше на 20% дороже, чем у производителей обычной качественной молочной продукции.      

Но ведь есть государственная дотация для производителей молока в специальных сырьевых зонах — 500 гривен на тонну молока?  

Дотацию получает фермерское хозяйство, а не производитель детского питания. Если обычное молоко в летний период производители закупают у хозяйств за 1,4-1,5 гривни за литр, то мы закупаем за 2,6-2,8 гривни. Даже если отнять госдотацию в размере 50 копеек за литр, такое сырье все равно значительно дороже.

Существуют ли государственные заказы на вашу продукцию?

Нет. У нас были планы совместно с компанией «Тетра Пак» реализовать программу школьного питания для малообеспеченных детей. Идея чиновникам нравится, но денег под нее никто выделять не захотел.

Есть ли у вас сложности с реализацией детского питания?

Как и другие молочные предприятия, мы реализуем свою продукцию в первую очередь через торговые сети. Никаких преференций при размещении нашей продукции в супермаркетах нет. Кроме того, существует

10%-ное ограничение торговой надбавки, которое не всегда покрывает затраты на доставку, логистику и тому подобное. Нельзя сказать, что супермаркеты напрочь отказываются с нами сотрудничать. Они просто выставляют детский ассортимент на одну полку с обычной молочной продукцией. Покупатель теряется и не всегда может найти нашу продукцию, тогда как сухие импортные смеси выставлены на отдельной полке. Чтобы получить отдельное место на полке, нужно заплатить очень большие деньги. Мы себе позволить этого не можем.

С какими сетями сотрудничаете?

Мы сотрудничаем практически со всеми крупными торговыми сетями, кроме Metro Cash & Carry. У них слишком уж жесткие условия.

Собственные торговые точки открывать не планируете?

Да, мы хотим поставлять продукцию не только через супермаркеты, а и через собственные точки. Наше предприятие обратилось в киевскую мэрию с просьбой поспособствовать в организации отдельных павильонов для продажи детского питания. Предварительно эта инициатива получила одобрение. Такой канал реализации дал бы нам возможность продавать детское питание на 15-20% дешевле.     

Предполагается, что в этих павильонах будет представлена только ваша продукция?

Возможно, будет представлено детское питание других отечественных производителей. Сейчас ведем с ними переговоры. Но реализовывать этот проект мы намерены собственными силами.  

Продукция «Салюса» представлена только в столице?

Мы выходим также и в регионы. Уже наладили сотрудничество с дистрибьюторами в южных и центральных областях Украины. Сотрудничаем с дистрибьюторами с Луганской области.

Прибыльно ли производить детское питание в Украине?

Мы работаем «в ноль». Если бы работали на полную мощность, то наши показатели были бы лучше. Но производить другой молочный ассортимент мы не можем, вот и работаем на грани.