«Зажечь глаза» сотрудникам

В Украине — бум тренинговых компаний. Ежегодно их количество увеличивается на 20%.

в знания сейчас настолько же эффективны, как инвестиции в землю или недвижимость. Раньше всех в мире это поняли в Англии и США. Оттуда в Восточную Европу пришли тренинги. Это высокорентабельный бизнес, непредполагающий значительные вложения в построение такой инфраструктуры, какая есть, например, у вуза или даже школы. Достаточно арендовать на два дня зал, нанять тренера и набрать группу из 8-10 желающих.

Клиентов можно привлечь оригинальными названиями, такими как «Холодная» логистика», «Дракон дифференциации: отличайся или умри». Впрочем, не меньшей популярностью пользуются и узкоспециализированные тренинги — «Управление каналами сбыта», «Активные продажи. Стратегия успеха». И за два дня можно заработать до 10 тысяч долларов.

Тренинги без гарантии качества

Количество тренинговых компаний и тренеров-фрилансеров из года в год увеличивается практически ежедневно. Тенденция провоцирует растущий спрос на подобные услуги. По разным оценкам, в Украине работает от 180 до 250 тренинговых агентств, причем около 160 из них находятся в Киеве. Кроме непосредственно тренинговых агентств, на рынке присутствуют около 890 тренеров и консультантов, говорит Алла Заднепровская, президент группы компаний Nordic. Большая их часть работает в качестве фрилансеров, время от времени привлекаясь агентствами для проведения тренинга. Остальные сотрудничают с конкретными компаниями или самостоятельно пытаются раскрутить себя как бренд (гуру-тренера).

Вот уже второй год подряд участники рынка фиксируют 20%-ный прирост количества тренинговых компаний, и очевидно, что такая динамика сохранится в ближайшее время. Ирина Конотопцева, руководитель интернет-проекта Training.com.ua, объясняет это в первую очередь растущей конкуренцией в бизнес-среде, которая мотивирует руководителя к обучению и развитию персонала. Это одно из условий реализации стратегии компании по занятию лидирующих позиций на рынке. Кроме того, у соискателей растут требования к будущему месту работы, в частности, к возможностям обучения и развития карьеры. Также вместе с массовым заходом в страну иностранных компаний в украинскую экономику пришли и зарубежные подходы к управлению, которые делают акцент на бизнес-обучении персонала.

Несмотря на динамичное развитие рынка, на нем все еще отсутствует контроль качества обучения и общепризнанная сертификация тренеров. То есть войти на рынок новым игрокам стоит мало, а заработать можно много.

Сколько не жалко на тренинг

Самые дешевые тренинги сегодня стоят около 100 долларов за день обучения. Верхняя планка — 500-600 долларов. «Учитывая столь высокие цены, выбор провайдера должен опираться на знание рынка, которое можно получить из аналитики и советов коллег», — объясняет Надежда Садовая, руководитель проекта Trainings.ua.

Андрей Арбузин из компании «Союз-Виктан» ищет тренинги через Интернет, в частности, на специальных сайтах. Компания рассматривает программы стоимостью от 500 долларов до тысячи в зависимости от тематики и продолжительности.

Иногда эффективность обучения может быть под вопросом. Арбузин несколько лет назад посетил тренинг, который шел два дня и стоил 960 гривен. «Эффективность этого тренинга была ноль. Поэтому, если кто-то и собирается чему-то научиться, надо смотреть на преподавательский состав и на организатора», — советует экономист.

Корпоративная культура востребована мало

На рынке тренинговых услуг Александр Соколов, бизнес-тренер «Гештальт Консалтинг Груп», прослеживает несколько тенденций. Происходит ориентация на мотивирующий эффект. Заказчики хотят, чтобы у их сотрудников после тренинга «зажглись глаза» и появился энтузиазм. Клиенты хотят также видеть конкретный бизнес-результат, например, повышение продаж у сотрудника.

Многие крупные компании, работающие в Украине, открывают свои корпоративные центры обучения. Они не только «нашпиговывают» знаниями собственный персонал, но еще и зарабатывают на обучении. Пример — холдинг AVentures Group. Не так давно в нем была создана тренинговая компания B.zone. По словам ее директора Андрея Королева, компания проводит тренинги по продажам и вводные семинары для новых сотрудников розничных сетей холдинга — Unitrade, City.com и Melofon. Эксперты считают, что количество таких корпоративных центров будет только увеличиваться.

Вместе с тем в стране налицо дефицит некоторых видов тренингов. Например, по стресс-менеджменту. Специалисты с этими навыками нужны украинским компаниям, но по результатам опроса, проведенного порталом Trainings.ua в 2007 году, лишь 2,1% провайдеров предлагают указанные программы. Та же картина наблюдается и с тренингами по корпоративной культуре (2% рынка). Ситуация объясняется недооценкой значимости корпоративных ценностей и культуры компании в целом, считает Надежда Садовая.