Как творить добро: пошаговая инструкция

«Нередко, зайдя на сайт какого-либо банка под рубрикой «Социальная ответственность», вы найдете четыре благотворительных проекта, — отмечает эксперт Марина Сапрыкина. — А ведь благотворительность — это только маленькая часть социальной ответственности»

«Нередко, зайдя на сайт какого-либо банка под рубрикой «Социальная ответственность»,  вы найдете четыре благотворительных проекта, — отмечает эксперт Марина Сапрыкина.  — А ведь благотворительность —  это только маленькая часть социальной ответственности». Действительно,  в мире существует более 100 терминов, определяющих это понятие.

По словам Александры Заярной, менеджера по корпоративной социальной ответственности компании « СКМ », на разработку стратегии по КСО (корпоративной социальной ответственности. — «ДЕЛО») ее компания потратила около полутора лет: «Нам пришлось изучить множество разных стандартов и рекомендаций. Другие компании, которые только начинают разрабатывать свою стратегию, очень выиграют, если будет один общий стандарт». Конечно, международным компаниям, работающим в Украине, двигаться в этом направлении намного проще, поскольку есть опыт материнской компании. «У Philips есть департамент Устойчивого развития, который аккумулирует опыт КСО Philips во всем мире и, соответственно, помогает нам в принятии решения о том или ином проекте. У нас существует ежегодный отчет Устойчивого развития», — рассказывает PR-менеджер Philips Ukraine Анастасия Матюшина.

Сейчас практически заканчивается разработка специального стандарта, который позволит компаниям упорядочить свою деятельность в области социальной ответственности. Это международное руководство называется ISO 26000. Документ дает бизнесу единое понятие социальной ответственности и пошаговую инструкцию создания стратегии в этой области. «Полезен ли будет стандарт ISO 26000, покажет время. Но в любом случае стандарты нужны. Потому что сейчас украинские компании очень по-разному понимают, что такое социальная ответственность. Кто-то говорит, что для них социальная ответственность  —  это благотворительность.  Для нас благотворительность —  это само собой разумеется, мы о ней даже никому не говорим», — убежден руководитель отдела корпоративных коммуникаций « САН ИнБев Украина » Владимир Косенков.

Согласно ISO 26000, социальная ответственность компании включает такие компоненты, как защита прав человека, окружающей среды, безопасность труда, права потребителей и развитие местных общин, а также организационное управление и этика бизнеса. То есть в новом руководстве учтены все те принципы, которые названы в Глобальной инициативе ООН(документе, к которому присоединились  6 тысяч компаний и организаций, среди которых 130 украинских). Но ISO 26000 гораздо шире — в него включены наработки 50 различных международных инициатив. «У нас есть «кодекс внешних коммуникаций», и в нем прописаны очень жесткие ограничения. Например, уже давно запрещается привлекать в рекламу шоу-звезд. Запрещается поддерживать мероприятия, где собирается более 15% подростковой аудитории. Стандарты качества продукции тоже более жесткие: если по закону они измеряются по 9 позициям, то у нас в компании как минимум 25», — с гордостью рассказывает о достижениях своей компании Владимир Косенков.

Важно отметить, что ISO 26000 впервые разработаны стандарты социальной ответственности не только для бизнес-структур, но также для профсоюзов, общественных организаций и государственных органов. Менеджеры по КСО в компаниях только приветствуют такое новшество. Это очень хорошо, что стандарты определяет зоны ответственности для каждой организации, и бизнес уже больше не отвечает за все, что происходит в стране, считают они.

Перед последним рубежом

На данный момент ISO 26000 осталось пройти последний этап по внедрению. За него должны проголосовать не меньше половины представителей 156 стран мира, входящих в ISO (Международную организацию стандартизации). Украинские эксперты, принимавшие участие в этой работе,  считают, что голосование будет успешным.  На работу над  ISO 26000 потратили три года и 12 миллионов долларов.

Самую большую долю финансовых затрат взяла на себя Швеция, которая и была инициатором этой затеи. Интересно то, что если инициатива создания такого единого стандарта исходила от развитых стран, то наибольшую активность в работе проявили как раз страны с развивающейся экономикой. Они составили более трети в рабочей группе. В том числе  много правок внесли представители Украины. «Международный стандарт  —  любой, в том числе и  ISO 26000,  — для украинских компаний, по-моему, намного важнее, чем для какой-либо международной компании. Поэтому «СКМ» поддерживает, в том числе и финансово, участие Украины в разработке стандарта ICO 26000», — сообщила Александра Заярная. Эксперты добивались, чтобы новые стандарты не противоречили законодательству стран. То есть чтобы документ можно было  использовать на практике. В результате получилось 97 страниц текста.

Необходимо, но не обязательно

Представители бизнеса отмечают еще одну важную особенность стандарта ISO 26000. Он не будет обязательным для сертификации. То есть компании присоединяются к нему добровольно и не обязаны отчитываться за его выполнение.

Хотя национальный эксперт от органов стандартизации Владимир Новиков считает, что пришло время разрабатывать в стране такой национальный стандарт социальной ответственности, который можно сертифицировать. В таких странах, как Австралия, Португалия, Франция, уже наметилась именно такая тенденция. «Ведь если компания выполняет международные стандарты, то она захочет, чтобы это было зафиксировано», — уверен Новиков.

Представители компаний возражают. Мол, ситуация в Украине в этой сфере пока очень далека от ситуации в Португалии и Австрии. Для Украины главное сейчас  — привлечь к социальной ответственности как можно больше компаний, а необходимость отчитываться —  только отпугнет их. Кроме того, стандартизация требует затрат, которые разумнее направить на реализацию программ.