Успех бизнеса — в эффективном управлении брендом

"ДЕЛО" продолжает мастер-классы по управлению брендом, которые ведет Тарас Пархоменко, директор по маркетингу компании "Киевстар". Он расскажет об эффективности управления брендом

Управление брендом — это многоуровневый процесс, который начинается от руководителя компании. Нельзя пребывать в иллюзии того, что управление торговой маркой можно целиком и полностью отдать «на откуп» только бренд-менеджеру и больше не вспоминать об этом. Эффективность управления брендом определяется просто — кто в итоге несет ответственность за успех или неудачу продукта.

Я считаю, что за бренд, в итоге, всегда отвечает первое лицо компании. Потому что именно топ-менеджер принимает все наиболее важные решения. Если мы зададимся вопросом, является ли «удовлетворенность потребителей» категорией того уровня, о которой думает генеральный директор компании, то я вам отвечу: однозначно является! Чтобы сделать покупателя счастливым, топ-менеджеру необходимо найти взаимопонимание с разными ключевыми аудиториями. Это акционеры, коллектив компании, подрядчики и партнеры, и, безусловно, сами потребители. В первую очередь, топ-менеджер должен найти взаимопонимание с акционерами, которые инвестируют в бренд свои деньги. Генеральный директор должен постоянно пояснять акционерам, зачем нужны инвестиции на развитие бренда и на что их нужно направить в первую очередь. Акционеры, в свою очередь, привносят в компанию новые идеи, новые взгляды, концепции и т.д. Со своей стороны, генеральный директор должен гарантировать акционерам, что они обязательно получат финансовый возврат своих вложений, а клиент будет доволен и не уйдет к конкуренту.

Очевидно, что генеральный директор принимает только стратегические решения, а на операционном уровне брендом управляет команда маркетингового подразделения. Слаженная работа всей команды, продвигающей торговую марку, общая философия и нацеленность на результат всего персонала является важной составляющей успеха бренда. Ведь во многом успешность марки зависит от того, кто управляет процессом, какие люди находятся в команде и какой культуры они придерживаются. Если говорить просто, то люди делают бренд. А тот, в свою очередь, строится на принятых людьми решениях.

В «Киевстаре» есть несколько направлений по поддержке и продвижению брендов. Есть люди, которые занимаются исключительно поддержкой марки — это специалисты по  маркетинговой коммуникации. В их обязанности входит формирование лица бренда в глазах потребителя. А есть люди, которые занимаются стратегиями развития всех торговых марок. В их обязанности входит формирование стратегической платформы каждого бренда, креативной платформы и коммуникационной стратегии.

В целом можно выделить три основных уровня управления брендом. Это верхний уровень топ-менеджмента, на котором определяются основные направления развития бренда. Средний уровень стратегического маркетинга отвечает за стратегию марки и разработку коммуникационной стратегии, для которых уже уровень тактического маркетинга (операционный уровень) создает конкретные решения. К обозначенным уровням управления бренда следует также добавить еще один, который формально не обозначен, но также не менее важный. Речь идет о том, что влияние на восприятие марки оказывают абсолютно все представители компании в момент любой коммуникации с клиентом. Поэтому, чтобы не допустить ситуации, когда все усилия топ-менеджмента, стратегического и тактического маркетинга вдруг будут перечеркнуты неадекватным поведением продавца в магазине, важно, чтобы вся компания и каждый сотрудник чувствовал ответственность за имидж бренда.

Итак, если генеральный директор не будет думать о том, как сделать клиентов счастливыми и не будет нацеливать на это всю команду компании, то и длительность жизни этого бренда будет очень недолгой. Ведь именно клиент платит деньги и по этой причине является ключевым звеном.

Часто мы задаем себе вопрос, почему одни бренды успешны, а другие нет? Я думаю, причина в том, что у разных компаний разное понимание клиентов. Зачастую именно на этом и строится коммуникация бренда с клиентом. Суть такого понимания и является предметом конкуренции между брендами за внимание и лояльность потребителей. Поэтому не существует массовых брендов-монополистов. А если такие примеры и найдутся, то их единицы — они доминируют в узкой группе товаров.

В целом, управление брендом — это процесс формирования его стабильных индивидуальных черт, которые будут служить ориентиром для клиентов при выборе и дальнейшем сотрудничестве с торговой маркой. При этом сформированные в сознании потребителя индивидуальные черты бренда не должны корректироваться в угоду тактической выгоде, их обязательно нужно учитывать при составлении планов антикризисного управления маркой в случае необходимости, также они учитываются в процессе стратегического увеличения стоимости бренда.

Итак, подводя итог выше-сказанному, могу резюмировать, что самое главное для топ-менеджера, который руководит брендом, это ориентироваться на потребителей. Четкость такого фокуса, в свою очередь, определит и доходы компании.


УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ БРЕНДОМ

Верхний уровень
Топ менеджмент
Определяет ключевые направления развития бренда
Средний уровень
Стратегический маркетинг
Разрабатывает стратегическую платформу, коммуникационную стратегию, креативную платформу
Операционный уровень
Тактический маркетинг
Создает коммуникационные решения на основе платформ и стратегий

СЛОВАРЬ

Дифференциация бренда — определенные шаги, которые призваны создать и поддержать значимые отличия торговой марки от конкурентов. В процессе дифференциации бренда могут быть проведены меры по созданию отличного от конкурентных марок обещания бренда, его ценностей, атрибутов, сути и т.д.

Целевая аудитория — люди, которых вы представляете себе в качестве покупателей вашего товара. Нужно понимать отличие между целевой аудиторией и реальными покупателями. Так как во многих случаях товар, рассчитанный на одну целевую аудиторию, может привлечь совершенно неожиданных людей. Обычно целевая аудитория описывается в демографических терминах («возраст», «доход»), но многие бренды могут описывать свою аудиторию в психографических терминах, таких как «стиль жизни», «увлечения», «интересы», например, любители походов, садоводы, модники.