Американский авторынок после урагана ожидает кратковременный бум

В Америке только начинают подсчитывать ущерб для автомобильно сектора от урагана "Сэнди", а эксперты уже задаются вопросом, куда денутся несколько сотен тысяч поврежденных стихией автомобилей

Мощный ураган нанес большие потери парку легковых автомобилей и грузовиков на всем Северо-Восточном побережье США. Они оказались либо затоплены наводнением, либо повреждены упавшими ветками или поваленными деревьями, пишет The Wall Street Journal. Пока нет данных о количестве поврежденных транспортных средств, но местная пресса сообщает о множестве затопленных и разбитых автомобилей от Кейп-Мей, Нью-Джерси, до нижней части Манхэттена на Лонг-Айленде в Нью-Йорке.

Ураганы обычно приводят к кратковременному буму продаж автомобилей в пострадавшем регионе, говорит вице-президент по связям с производителями крупной дилерской сети Group 1 Automotive Пит Делоншам. Компании принадлежит четыре магазина на Лонг-Айленде и шесть в Нью-Джерси, в том числе три рядом с сильно пострадавшим курортом Атлантик-Сити.

"Обычно мы наблюдаем оживление в течение ближайших 60 дней, люди должны как-то добираться до работы, поэтому они ходят довольно быстро получить новый автомобиль", — сказал бизнесмен.

Автомобиль-утопленник

Много лет назад в отрасли бытовало правило, что, если в автомобиле, попавшем в наводнение, вода поднялась до уровня пепельницы, отремонтировать его уже невозможно. Сейчас машине не обязательно оказаться по пояс в воде, чтобы превратиться в утиль. В основном потому, что современные транспортные средства набиты дорогой нежной электроникой, менять которую нет экономического смысла.

Даже если автомобиль-утопленник отремонтируют, владелец будет вынужден отказаться от него. Базы данных о поврежденных автомобилях, например CarFax, доступны в интернете и в них легко обнаружить автомобили, которые сильно пострадали от наводнения, говорит вице-президент и управляющий редактор журнала о рынке подержанных автомобилей Black Book Рикки Беггз. Повреждения автомобилей от наводнения могут быть значительными — в зависимости от уровня воды, ее загрязнения и продолжительности нахождения в ней машины, говорят защитники прав потребителей. Более 600 тыс. автомобилей были повреждены водой после урагана "Катрина" в 2005 году. Многие из этих машин были перепроданы, иногда ничего не подозревающим покупателям в других государствах.

Из-за большой зоны действия урагана "последствия могут быть больше, чем от "Катрины", считает Беггз. Есть большая вероятность, что придется заменить много совсем новых машин: на Северо-Восточном побережье высокий процент арендованных автомобилей, которым всего несколько лет, сказал он. Это может стимулировать как рынок новых, так и подержанных автомобилей.

"Сэнди" представляла опасность и для владельцев, и для продавцов машин. Дилерские центры, как правило, расположены на возвышенностях, вдали от зон затопления, но их склады могут повреждаться разрушенными линиями электропередач, ветром или градом. Даже если автомобили получат незначительные повреждения, они больше не могут продаваться как новые, снижения доходы компаний.

Ураганы не редкое явление на восточном побережье. Например, Group 1 Automotive готовится к сезону ураганов каждое лето. Подземные резервуары должны быть заполнены бензином, если после бури замедлятся поставки топлива. Ремонт автомобилей клиентов должен быть завершен, а сами они возвращены владельцам, чтобы освободить место в дилерских гаражах для новых автомобилей. "Нас многому научила "Катрина", — говорят дилеры.

"Большая часть запасов хранится на улице", — сообщили в дилерской сети DCH Auto Group. "Когда мы ожидаем бури, большая часть машин и инвентаря, насколько это возможно, перемещается внутрь строений. Но пространство там очень ограничено".

Ущерб для индустрии торговли автомобилями только предстоит оценить. Около 800 дилерских компаний Ford Motor пострадали от урагана, сказал Bloomberg финансовый директор Ford Боб Шанкс.

"Очевидно, что это окажет влияние на отрасль к концу месяца и, возможно, на начало ноября. Но все наши заводы и наши поставщики, к счастью, продолжают работать в обычном режиме", сказал Шанкс.