Автомобильная оттепель: Легковой авторынок по итогам 9 месяцев замедлил падение

По итогам девяти месяцев 2015 года продажи новых легковых автомобилей на украинском рынке оказались на 58,3% хуже результата годичной давности. Однако еще три месяца назад глубина падения составляла 68,1%. Такая динамика внушает осторожный оптимизм

Продажи новых легковых автомобилей в сентябре по сравнению с августом выросли на 16,2% — до 4136 единиц. Причем в первой десятке брендов по итогам сентября только занявшая первое место Toyota показала отрицательную динамику продаж по сравнению с августом — остальные бренды закончили месяц "в плюсе". Так, у Mazda сентябрьские продажи превысили августовские на 7%, а у Volkswagen и Ford — и вовсе на 41,7% и 44,2% соответственно.

Сентябрьский всплеск продаж — признак традиционной активизации спроса после завершения сезона отпусков. Однако итог девяти месяцев все равно хуже, чем за аналогичный период прошлого года: силами всех дилеров удалось продать, по данным AUTO-Consulting, 30529 автомобилей, что на 58,3% хуже, чем годом ранее.

По сравнению с итогами первого полугодия лидирующая тройка сохранила и состав, и иерархию. Первое место на украинском авторынке уже который месяц занимает Toyota: за девять месяцев продано 3348 автомобилей (-54,4% к результату годичной давности). На втором и третьем местах — Renault с результатом 2659 проданных машин (-26,4% по сравнению с 2014 годом) и ЗАЗ — 1989 автомобилей (-68,9%).

Продажи упали у всех лидеров, но хуже всего дела идут у отечественного ЗАЗа. Это связано с неоднократными остановками производства, а те, в свою очередь, объясняются падением покупательской способности украинцев. Так, в сентябре в Запорожье не выпустили ни одной легковой машины. Тем не менее, в корпорации "УкрАВТО" (она владеет ЗАЗом) сообщили, что на октябрь запланировано возобновление работы конвейера для пополнения запасов машин на дилерских складах.

В первую десятку брендов также попали Nissan (за девять месяцев продано 1892 машины, что на 43,6% хуже, чем годом ранее), Hyundai (1761 авто, спад на 58,8%), Mazda (1545 автомобилей, рост на 2,7%), Ford (1534 авто, спад на 51,9%), Kia (1426 машин, спад на 50,1%), Volkswagen (1401 машина, спад на 64%) и Skoda (1359 авто, спад на 66,6%).
Как видно, в топ-10 только Mazda показала рост продаж.

"В нынешней нестабильной ситуации мы в отличие от многих импортеров не побоялись рискнуть, в полном объеме сохранив регулярные поставки автомобилей. Наличие машин на складах — один из факторов показанного маркой Mazda роста продаж",— объясняет директор департамента Mazda компании "Авто Интернешнл" Юлия Сивак.

В премиум-сегменте лидирует марка BMW, которая в сентябре впервые за время официального присутствия на украинском рынке попала в топ-10, заняв девятое место в общем зачете. Итог продаж BMW за девять месяцев — 1033 автомобиля. Ближайший конкурент Mercedes-Benz закончил отчетный период с результатом 683 машины.

"Успех BMW обусловлен нашими постоянными акциями с курсовой разницей на весь модельный ряд и наличию автомобилей в Украине. Мы проанализировали и пошли на большой риск, когда завозили машины в нужном количестве, чтобы покрыть будущий растущий спрос, поскольку понимали, что люди захотят вкладывать гривны в устойчивый товар. Мы также сбалансировали нашу маркетинговую стратегию, отдав предпочтение более активным каналам коммуникаций", — объясняет Александр Тимофеев, генеральный директор компании "АВТ Бавария", официального импортера BMW.

Гораздо скромнее результаты Audi (513 машин, спад на 55%), Land Rover (381 машина, спад на 48%), Lexus (287 машин, спад на 46%), Volvo (204 машин, спад на 21%), Porsche (150 машин, спад на 41%), Infiniti (148 машин, спад на 50%) и Acura (93 машины, рост на 210%).
Спрос на автомобили премиум-сегмента менее подвержен экономическим неурядицам и быстрее других начинает восстанавливаться. Однако в оценке развития ситуации в этом сегменте в ближайшем времени импортеры осторожны.

"Премиум-сегмент не так резко реагирует на экономическую нестабильность, но ожидать от него безумного роста не приходится. Поэтому все будет зависеть от экономики. Если будет рост, это поможет оживиться и расти не только премиум-сегменту, но и всему остальному автомобильному бизнесу", — отмечает Александр Тимофеев.

В лагере китайских марок лучше других себя чувствует Geely, хотя показанный по итогам девяти месяцев результат в 1212 проданных машин на 84,5% хуже, чем за аналогичный период 2014 года. Следом идут Chery (402 машины, спад на 56,2%), BYD (254 машин, спад на 50,6%), Great Wall (172 авто, спад 71,4%) и JAC (149 машин, спад на 64,4%).

Заметно сократились продажи российской Лады: за девять месяцев реализован всего 601 автомобиль, что на 69,5% хуже, чем годом ранее.

Отдельно стоит отметить электромобили. В январе-сентябре на украинском рынке было продано 78 новых машин на электрической тяге — против менее 20 за аналогичный период 2014 года. Причем это только те машины, которые уже прошли регистрацию в ГАИ, а количество ввезенных (как растаможенных, так и не прошедших таможенную очистку) машин за это период, по данным МВД, перевалило за 200 единиц.

Показанная авторынком общая тенденция очевидна: падение понемногу замедляется. Ведь продажи в январе-августе 2015 года были на 61% хуже, чем в январе-августе 2014-го, а итог первых шести месяцев оказался на 68% хуже, чем годом ранее. В этом свете нынешнее отставание на 58,3% от результата годичной давности внушает осторожный оптимизм.

"На данный момент мы не ожидаем роста авторынка в октябре по сравнению с сентябрем этого года из-за проведения выборов и колебаний курса гривни. Однако уже начиная с ноября мы прогнозируем постепенное восстановление автомобильного рынка и роста продаж", — делится свои виденьем ситуации генеральный директор "Субару Украина" Цурута Йошигико.