Автостоп-2012

В прошлом году авторынок в Украине впервые за три года продемонстрировал падение. Но некоторым компаниям удалось увеличить продажи — в первую очередь за счет организации системной работы.

Прошлый год не оп­рав­дал на­дежд участ­ников авторынка. По данным AUTO-Consulting, за первое полугодие 2012 года рынок новых легковых автомобилей еще вырос на 10%, но уже во втором полугодии начался спад. По итогам 12 месяцев автопродажи сократились на 1,5%, до 217,403 тыс. (с 220 тыс. в 2011-м) — впервые за три года. Как отмечают в компании "Атлант-М" в Украине, продажи иномарок выросли на 6%, а отечественные бренды быстро теряли свои позиции (-27%) и потащили в минус рынок в целом.

Сокращению реализации и производства отечественных автомобилей способствовало введение Россией с сентября 2012 года утилизационного сбора. В соответствии с ним, на каждый автомобиль, ввозимый в Россию или произведенный на ее территории, должен уплачиваться сбор для дальнейшей утилизации. В то же время для производителей авто на территории России сделали исключение — они могли ограничиться гарантиями утилизации выпущенных авто в будущем.

Наиболее ярко навыки сотрудничества с госорганами проявились в лоббировании другой защитной меры

Учитывая, что 90% украинских авто экспортировались в Россию, удар оказался существенным. Появление конкурентных предложений от импортеров в сегменте бюджетных авто до $10 тыс. усугубило ситуацию. Завязалась жесткая конкурентная борьба, в которой проигравшим не могло остаться места на сокращающемся рынке.

Свой метод

В этой ситуации ме­нед­­жмент компаний-про­из­во­ди­телей и импортеров проявил совершенно разные качества. Лучше всего ситуацию отыграли крупнейшие отечественные предприятия-производители. К примеру, в "УкрАВТО" (Lanos, Forza, автобусы I-Van, грузовики TATA) тут же стали лоббировать принятие "зеркальных" мер — с заключением соглашения о взаимном "обнулении" сбора для машин, выпущенных в Украине и РФ.

Но наиболее ярко навыки сотрудничества с госорганами проявились в лоббировании другой защитной меры, которой добивались автопромовцы, — введения спецпошлины на новые импортные машины с объемом двигателя 1-2,2 л, то есть самого массового сегмента автомобилей (83% рынка в Украине). Решение об их введении (с апреля 2013 года) Межведомственная комиссия приняла как раз в прошлом году. Инициаторами расследования выступили ПАО "ЗАЗ", ЧАО "Еврокар" и "Богдан Моторс". Олег Боярин, глава набсовета ЧАО "Еврокар" (производство Skoda), прогнозирует, что повышение пошлин создаст экономические предпосылки для выпуска в Украине тех авто, которые сегодня импортируются. К 2020 году он ожидает увеличения продаж автомобилей до 734 тыс. в год. В дальнейшем это позволит развивать смежные отрасли производства: восстановить и создать рабочие места не менее чем для 167 тыс. работников, в том числе около 37 тыс. человек в производстве легковых автомобилей.

Кроме того, в госпрограмму активизации развития экономики Украины на 2013-2014 годы включены проекты создания на ЗАЗе автомобиля скорой помощи (стоимость программы — 2 млн. грн.), коммерческого фургона на базе ЗАЗ Vida (2 млн. грн.) и создание санитарного автомобиля (1,8 млн. грн.). Производство скорой помощи на базе фургонов Renault Master уже освоили на ЛАЗе, где вдобавок к этому на шасси туристического автобуса 5208 была создана мобильная клиника. По информации представителей компании, Минздрав заложил в бюджет закупку 100-150 таких автомобилей.

Если спецпошлины будут действовать, как было запланировано, то уже в 2014 году ЗАЗ сможет увеличить производство до 60 тыс. единиц, считает глава правления предприятия Николай Евдокименко. Это вдвое больше плана на 2013 год.

Комплексный подход

Импортеры, которые категорически выступают против подобных мер спасения автопрома, пытались рыночными методами удержать клиентов и спасти продажи от падения. Лучше всего это удалось тем, кто представлял модели бюджетного и премиум классов. Например, та же корпорация "УкрАВТО" получила статус эксклюзивного импортера Maserati в Украине.

На фоне падения продаж большинства марок на 12 позиций вверх поднялась китайская Geely (официальный дистрибьютор — группа компаний "АИС"). В декабре 2012-го китайцы впервые вышли на первое место по продажам. Однако по итогам года лидер продаж — корейский Hyundai. Причина их популярности не только в относительно низкой цене, но и то, что автоконцернами производилась активная разработка моделей специально для рынков стран СНГ (с учетом морозов и плохих дорог). Директор по маркетингу группы компаний "АИС" Сергей Боровик отмечает, что в 2012 году сокращению спроса на новые авто противостоял рост импорта б/у автомобилей. Причем, как коммерческих, так и легковых.

Поэтому помимо подбора соответствующих моделей дилеры занялись активным продвижением сопутствующих сервисов: прокатом и лизингом машин, а также торговлей по схеме трейд-ин. Кроме того, например, группа компаний "АИС" к тому же стала эксклюзивным дистрибьютором по установке итальянского газобаллонного оборудования Tartarini.

Среди коллег импортеров и дилеров гендиректор "Атлант-М" в Украине Геннадий Пристром особо выделяет компанию "Порше Украина". Он честно признает, что его предприятие несколько уступило долю рынка. "Мы на двух дилеров по результатам 2011 года имели 58% рынка (по марке "Фольксваген" в Киеве). А сейчас у нас 52%", — говорит он. По мнению Пристрома, секрет успеха "Порше Украина" — в системности работы, когда все элементы системы работают устойчиво, ровно, не ниже заданного уровня. "Они импортеры, а мы дилеры. Они как бы говорят: нам не надо сверхрезультатов. Нам нужен запланированный результат. И по шажку наращивают свои показатели с 2008 года. По результатам февраля 2013 года они уже вторые на рынке", — поясняет гендиректор "Атлант-М". Добавляя, что его компания в сфере продаж ориентировалась на менеджеров-"звезд". Но ими тяжело управлять, хотя они и дают хороший результат. В противоположность этому подходу, по словам Пристрома, в "Порше Украина" ориентируются на команду-"звезду". "У них четко отлаженные процессы и взаимодействие персонала, что и приводит к нужному результату. Поэтому в компании "Атлант-М" стали больше внимания уделять правильной организации процессов", — говорит он.

Своей активностью в 2012 году выделялась "ВиДи Груп". По информации Виталия Джуринского, собственника компании, ее доля на украинском рынке в 2012 году выросла с 2 до 2,6%, а выручка увеличилась на 35%, до 2,1 млрд. грн. Такой показатель он считает результатом комплексной работы команды по обеспечению стабильно высокого качества обслуживания клиентов. Компания активно развивает формат города автомобилей "ВиДи АвтоСити", предполагающего открытие нескольких дилерских центров, построенных согласно 3S-концепции (sales, service, spares — продажи, обслуживание, запасные части).

В течение ближайших трех-пяти лет, как прогнозирует Геннадий Пристром, собственники компаний (которые ныне управляют 90% компаний на авторынке) начнут постепенно передавать бизнес в управление наемному менеджменту. Что, по мнению управленца, приведет к переделу рынка и его консолидации. "Мы видим в этом для себя возможность", — уверен Пристром.

Дилеры авто

1

Юрий Тимофеев, генеральный директор

1-й АВТОЦЕНТР SKODA
(АВТОЦЕНТР КИЕВ)

2

Александр Дмитриенко, генеральный директор

АВТОСАМИТ ЛТД

3

Алексей Чайка, президент

ВИДИ ГРУП

4

Александр Смирнов, генеральныйдиректор

ВИННЕР АВТОМОТИВ

5

Геннадий Пристром, генеральный директор

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ "АТЛАНТ-М"

6

Михаил Бондаренко, директор

НИКО АВТО ХОЛДИНГ

7

Александр Пугач, генеральный директор

ГРУППА КОМПАНИЙ "АИС"

8

Олег Бойко, директор

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДОМ "УКРАИНА"

9

Александр Ганжа, генеральный директор

СИ ЭЙ АВТОМОТИВ

10

Виктор Комаренко, генеральный директор

АЛЕКС ВОСТОК

11

Вадим Герасименко, директор

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ГОЛОСЕЕВСКИЙ"

12

Тарас Рыжиков, директор

АВТОСОЮЗ

13

Сергей Мищенко, председатель правления

ИЛТА

14

Сергей Андриишен, генеральный директор

ДНИПРО МОТОР ИНВЕСТ

15

Валерий Нечай, генеральный директор

КИЙ АВТО ХОЛДИНГ

Производство авто

1

Алексей Ягичев, генеральный директор

ЕВРОКАР, ЧАО

2

Николай Евдокименко, председатель правления

ЗАПОРОЖСКИЙ
АВТОМОБИЛЕ­СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД

3

Роман Черняк, и.о. генерального директора

ХК "АВТОКРАЗ"

4

Владимир Бутко, президент

КОРПОРАЦИЯ "ЭТАЛОН"

5

Олег Свинарчук, президент

КОРПОРАЦИЯ "БОГДАН"

6

Виталий Раабе, председатель правления

ЧЕРКАССКИЙ АВТОБУС

7

Игорь Чуркин, глава правления

ХОЛДИНГ "ЛАЗ"

8

Николай Черныш, исполнительный директор

КРЕМЕНЧУГСКИЙ АВТОСБОРОЧНЫЙ ЗАВОД

9

Владимир Полосухин, директор

ЗАВОД ЧАСОВОЯРСКИЕ АВТОБУСЫ

10

Вадим Зализняк, генеральный директор

ДРОГОБЫЧСКИЙ ЗАВОД АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ

Автоимпортеры

1

Александр Тимофеев, генеральный директор

АВТ БАВАРИЯ

2

Йошида Нобухиро, генеральный директор

ТОЙОТА-УКРАИНА

3

Виктор Оранский, генеральный директор

ХЮНДАЙ МОТОР УКРАИНА

4

Богдан Кульчицкий, генеральный директор

ВИННЕР ИМПОРТС УКРАИНА

5

Марк Ле Грасье, генеральный директор

РЕНО УКРАИНА

6

Андрей Нестеренко, генеральный директор

НИССАН МОТОР УКРАИНА

7

Серж Бензета, генеральный директор

ПЕЖО УКРАИНА

8

Таку Касахара, генеральный директор

ХОНДА УКРАИНА

9

Лоик Сибрак, директор

СИТРОЕН УКРАИНА

10

Нина Васадзе, генеральный директор

ФАЛЬКОН АВТО

11

Томас Рушитска, директор

ПОРШЕ УКРАИНА

12

Александр Пугач, генеральный директор

ГРУППА КОМПАНИЙ "АИС"

13

Ярослав Пригара, генеральный директор

АВТОКАПИТАЛ

14

Тюбати Есиаки, генеральный директор

СУБАРУ УКРАИНА

15

Андрей Залуцкий, генеральный директор

АВТОЗАЗ-СЕРВИС

16

Игорь Вознюк, генеральный директор

УКРАВТОВАЗ

17

Андрей Нагнибида, генеральный директор

ТОРГОВЫЙ ДОМ-НИКО

18

Марина Яковлева, генеральный директор

ЕВРОКАР, ООО

19

Баходиржон Амиров, генеральный директор

УКР-УЗАВТО

20

Андрей Кунах, генеральный директор

ДЖЕНЕРАЛ АВТО ГРУП

21

Акира Мацумото, генеральный директор

АВТО ИНТЕРНЕШНЛ

22

Виктор Волков, директор

АВТОТОРИНО

23

Самвел Карапетян, генеральный директор

АЛТА УКР

24

Аркадиуш Миткевич, генеральный директор

ФОРМУЛА МОТОР УКРАИНА

25

Виктор Постельников, генеральный директор

АВТОМОБИЛЬНАЯ ГРУППА "ВИПОС"