Балчун объяснил Кабмину, почему не исправил "Укрзализныцю" за полгода

Глава правления "Укрзализныци" Войцех Балчун рассказал о проблемах УЗ, которые он успел решить, и какие еще остались

В 2016 году финансовый план "Укрзализныце" занизили, из-за чего компания не смогла выполнить необходимые ремонты вагонов и локомотивов. Об этом заявил глава ПАО "Укрзализныця" Войцех Балчун во время заседания правительства.

Чтобы остановить падение, нужно ремонтировать 30-35 тыс. вагонов ежегодно. А в 2016 году запланировали ремонт 19 тыс. вагонов, из них мы уже в первом полугодии отремонтировали 14 тыс. вагонов", — сказал Балчун.

По его словам, также не хватает локомотивов, что приводит к низкой оборачиваемости вагонов.

"Мы должны отремонтировать 200 локомотивов. План на первое полугодие составлял 132 штуки, а мы сделали только 18 штук. И наши сегодняшние проблемы возникают не потому, что что-то сейчас завалилось. Это завалилось еще тогда", — уверяет глава УЗ.

Он обратил внимание министров, что "Укрзализныця" в течение многих лет изнашивала и использовала все свои резервы, а некоторые ресурсы игнорировала. Как, например, двухэтажные Skoda, которые не ремонтировались два года.

Финансовая ситуация еще сложнее: кредитный портфель компании свыше 43 млрд грн (из них 83% — в иностранной валюте).

"Фактически с апреля длится технический дефолт", — объявил Балчун.

Чтобы снизить валютные риски, "Укрзализныця" начала переводить кредиты из валютных в гривневые, а также работать с украинскими банками, которые хотят финансировать инфраструктурные проекты.

Тем не менее, разнообразные принудительные взыскания ослабляют компанию. По взысканиям по донецким долгам со счетов сняли 780 млн грн. Еще 108 млн грн сняли в пользу WOG. Проигранные судебные дела стоили 500 млн грн и $50 млн.

Из-за закупок через посредников наценка в некоторых случаях доходила до 1000%. С посредниками у УЗ действовало около 1000 таких договоров.

"Был использован весь резерв топлива, и в худшие моменты из-за задержек с тендерами у нас запас составлял всего 1 день. Подписывались договоры по поставкам топлива со штрафами 1% в день. Я не сталкивался с такими договорами раньше", — удивлен Балчун.

По его словам, компании регулярно приходится сталкиваться с блокирование тендеров в АМКУ, в судах, и проигрывание судебных дел.

"Довольно некомфортна ситуация с нашим набсоветом. Работаем мы в ситуации, когда стратегические и кадровые решения требуют утверждения набсовета. И ожидаем мы их уже 6 недель", — пожаловался Балчун.

Несмотря на негатив, он уверяет, что компания пытается решить свои проблемы. Например, план ремонтов вагонов увеличили на 18 тыс. вагонов.

"Мы покупаем больше 1000 вагонов в этом году: 650 у сторонних украинских производителей, 398 — на собственных предприятиях УЗ", — сказал Балчун.

Также на 80 штук увеличили рабочий парк локомотивов. Хотя были большие проблемы с запчастями, в частности, с бандажами. "Закупили их на украинских предприятиях, и уже началось производство на заводе "Интерпайп", — сказал глава УЗ.

Кроме того, решается вопрос закупок топлива: упростили тендерную документацию по закупкам топлива и увеличили запас до 10 суток, уменьшили нормы потребления топлива на региональных подразделениях (из-за подозрений в воровстве), получили разрешение на использование 9 тыс. тонн топлива из Госрезерва.

"УЗ мы застали в очень плохом состоянии. И чтобы бороться с этим , нужны отвага и время. И борьба с саботажем очень сложна, это не УЗ времени Кирпы (Георгий Кирпа — министр транспорта и связи Украины в 2002-2004 гг., глава УЗ в 2000-2004 гг.— ред.), когда все решал один человек. Это корпорация, в которой вопросы решает правление", — подытожил Балчун.

Первую же реплику на выступление главы "Укрзализныци" озвучил министр инфраструктуры Владимир Омелян.

"Я бы не хотел устраивать публичную дискуссию, кто больший, кто меньший реформатор. Относительно набсовета: про их ангажированность говорить сложно, а дальнейшая реформа предусматривает создание независимого набсовета", — сказал Омелян. Он также добавил, что правлению УЗ стоит встретиться с представителями министерства и набсовета и решить спорные вопросы.

"Я готов поддержать все решения УЗ, но против когда одна мафия меняет другую", — подчеркнул министр инфраструктуры.

После реплик ряда министров премьер Владимир Гройсман сказал, что УЗ обречена быть успешной, но "доведена до ручки" коррупцией и саботажем.

"Я специально пригласил руководителя "Укрзализныци", чтобы вся страна увидела реальное состояние дел в компании. Топлива — ноль, закупки у посредников — втридорога. Гражданам Украины — грязные вагоны, отсутствие билетов. А производителям — невозможность перевозок грузов", — сказал Гройсман.

Он также попросил министров посмотреть на компании, которые находятся у них в подчинении, и исправить их катастрофичное положение.

"Желаю вам успехов от имени правительства Украины", — с этими словами премьер отпустил Балчуна.