Буксирная мафия в украинских портах: зачем на самом деле отстранили Алексея Мясковского

Буксирная мафия в украинских портах: зачем на самом деле отстранили Алексея Мясковского
Срочное и оставленное без каких-либо комментариев увольнение чиновника, который едва ли не единственный в отрасли смог продемонстрировать быстрый и чистый рост показателей своего предприятия, вызвало недоумение у участников рынка

Стали известны реальные причины отстранения Мясковского с поста начальника Одесского порта . Спустя всего несколько дней после отстранения директора ОМТП, сомнительные фирмы берут у порта в аренду по бросовым ценам три буксира. Участники рынка говорят о возврате старых "схем" в отрасль.  

В понедельник, 16 января, стало известно о том, что министр инфраструктуры Владислав Криклий подписал приказ об отстранении от работы директора госпредприятия "Одесский морской торговый порт" Алексея Мясковского. Формальная причина — проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Срочное и оставленное без каких-либо комментариев увольнение чиновника, который едва ли не единственный в отрасли смог продемонстрировать быстрый и чистый рост показателей своего предприятия — ОМТП достался Мясковскому от знаменитых "почтальонов" со 110 миллионными убытками, а всего через год порт достиг 40 миллионной прибыли — вызвало недоумение у участников рынка.

Многие источники сходятся во мнении, что отстраненный руководитель "перешел дорогу" ряду нечистых на руку компаний, об аферах которых в портах Большой Одессы СМИ пишут уже много месяцев.

Более того, он "прикрыл"ряд схем, процветавших при бывшем руководителе ОМТП Игоре Ткачуке, а также вовсю противостоял давлению со стороны так называемого "бэк-офиса" министерства инфраструктуры, который, по словам участников рынка, неоднократно осуществлял давление на менеджмент государственных портов, вымогая сдавать в аренду государственные буксиры по минимальным ценам для "своих" буксирных фирм-прокладок. Чиновникам угрожали увольнением и проблемами с силовыми структурами, и в случае Алексея Мясковского угрозы были реализованы.

В качестве доказательства инсайдеры приводят конкретный пример: спустя всего день после загадочного отстранения Алексея Мясковского, три самых качественных и ходовых буксира Одесского порта — Патриот, Новатор и Ударник — в срочнейшем порядке, без тендера и даже минимальной попытки соблюсти законные процедуры — оформляются для передачи в аренду компаниям, аффилированным с буксирной "прокладкой" Ник-флот.

По информации участников рынка, три мощных и хорошо оборудованных буксира государственного порта Одессы сейчас, во время отсутствия слишком принципиального руководителя, должны отправиться в Николаев, чтобы работать там на частную компанию. Государственный бюджет, а также бюджет Одесского порта, получит за эту операцию какие-нибудь формальные копейки: к примеру, автор схемы почасовой аренды буксиров ОМТП Игорь Ткачук сдавал госфлот в аренду своим же компаниям по 400 долларов в час, в то время как с клиента они брали как минимум 4 000 долларов.

В цивилизованной стране такая схема называется угоном или рейдерством — пока хозяин машины находится в вынужденном удалении, машину  увозят и переоформляют на другого собственника. Но в Украине, похоже, рынку буксирных услуг не скоро повезет с цивилизованными правилами игры, так как он остается слишком прибыльным для нечистых на руку чиновников и делков.

Есть еще одна причины, по которой бенефициары описанной схемы — компания Ник-Флот — очень торопятся забрать в почасовку три одесских буксира: на днях СБУ остановила работу  буксиров Topaz N и Diamond N. Эти два судна обслуживали судозаходы именно в Николаеве, и сейчас туда срочно нужно подтягивать новый флот — ведь клиенты долго не будут ждать и переведут свои заказы к другим подрядчикам.

Звенья всей этой цепи выглядят крайне нелицеприятно и в очередной раз демонстрируют полное отсутствие контроля в стратегических секторах украинской экономики. Циничное и незаконное устранение менеджеров, которые защищают государственное имущество, не просто происходит среди бела дня на глазах у всего рынка, но еще и молчаливо благословляется министром транспорта. Фактический угон портофлота у государственного порта, который зарабатывает только на буксирных операциях, также не вызывает у министра никаких вопросов.