Частный космос вне США: как украинец Макс Поляков развивает индустрию

Частный космос вне США: как украинец Макс Поляков развивает индустрию
Украина обладает всеми производственными мощностями, чтобы создавать космические аппараты без импортных составляющих. Это одна из причин, почему страна еще с советских времен считается космической державой. Но так ли это на самом деле?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

От СССР Украина унаследовала 24 предприятия, работающих в сфере ракетостроения. Самые известные из них — это конструкторское бюро "Южное" и завод "Южмаш". Даже Илон Маск считает украинскую ракету "Зенит" лучшей после продуктов SpaceX.

Несмотря на огромный производственный потенциал, по мнению основателя космической компании Firefly Aerospace Макса Полякова, Украина заметно отстает от стран-лидеров по освоению космоса: США, стран ЕС, Китая и Японии. Более того, страны отказываются сотрудничать с Украиной. Примером стал случай с Бразилией. Из-за ненадлежащего исполнения украинской стороной своих обязательств Бразилия отказалась от разработки ракеты-носителя Циклон-4 совместно с Украиной, в результате которого последняя потеряла около $800 млн.

Договор о строительстве был заключен в 2004 году, а запуск планировался на бразильском космодроме Алькантар. Украина обязывалась спроектировать Циклон-4 и подготовить космодром, на что было выделено $24,2 млн из госбюджета и взято $410 млн кредитов, к которым в 2011 году прибавилось еще $83 млн. В свою очередь Бразилия обязалась обустроить необходимую наземную инфраструктуру, на что выделила $318,5 млн из бюджета.

Но к наступлению крайнего срока в 2006 году ракета была не готова. После этого срок окончания проекта несколько раз переносили на 2009, 2011 и 2015 годы, но проект ракеты так и не увидел свет, в результате чего Бразилия разорвала договор. Несмотря на это, строительство ракеты продолжалось и на момент разрыва соглашения Циклон-4 был готов на 90%. Но без участия бразильской стороны, которая сейчас ведет переговоры для сдачи Алькантары в аренду SpaceX, запуск Циклона-4 невозможен. Также на аренду космодрома Алькантара претендуют Россия, Китай, Франция, Израиль и США. Представители последней в лице Vector Space Systems, Microcosm, Boeing и Lockheed Martin посещали космодром в 2017 году, Возможную прибыль от аренды космодрома Бразилия оценивает в $1,5 млрд в год.

Украине требуется частный космос

После распада СССР в Украине развитие космических технологий практически прекратилось. Невзирая на наличие производственных мощностей, за последние 25 лет Украина не создала ни одного инновационного продукта в космической отрасли. Одна из причин этому — отсутствие государственного спроса на межконтинентальные баллистические ракеты, которые ранее были основным вектором деятельности космических предприятий страны.

Ситуацию могли бы спасти частные инвестиции, но украинский космос всегда был и остается закрытым для приватного сектора. По мнению Макса Полякова, это самая главная причина, почему Украина далеко позади других стран по космическому развитию. Согласно статье 4 Закона Украины "О предпринимательстве", на территории Украины изготавливать и заниматься эксплуатацией ракет-носителей разрешено только государственным компаниям в отличие от соседней Польши, где частная компания может получить разрешение после рассмотрения заявки соответствующим органом.

По словам Максима Полякова, за последние несколько лет страна всё же старается выйти из "космического застоя" и вернуть былую славу. Возможно, вскоре доступ к космосу откроется и частному бизнесу. Председатель Государственного космического агентства Павел Дегтяренко сообщил, что уже создается соответствующий законопроект.

Дягтерянко заявляет, что для развития космических технологий в Украине необходимо создать условия для здоровой конкуренции государственных и частных предприятий. Он заверил, что законопроект уже подготавливается для принятия Верховной Радой Украины, однако добавил, что процесс этот — небыстрый. Максим Поляков (Max Polyakov) считает, что в формировании нормативно-правовой базы индустрии такого масштаба не стоит торопиться. Все требования должны быть продуманы и целесообразны.

Главным преимуществом Украины, по мнению Максима Полякова, является то, что это одна из 10-ти стран мира, которая обладает возможностью производства полного цикла космических продуктов. Несмотря на то, что после конфликта 2014 года с Россией Украина отказалась от одного из главных заказчиков и потеряла большую долю рынка, за последние годы стране удалось изменить вектор своей космической деятельности. Теперь государство активно сотрудничает с NASA и старается заполучить членство в Европейском космическом агентстве. Результатом сотрудничества с NASA стал запуск ракеты Antares с двигателем, произведенным на украинском заводе Южмаш.

Как владелец аэрокосмической компании с главным офисом в Остине, Техас, Макс Поляков считает, что именно в США рынок наиболее развит. Однако, Максим Поляков (Max Polyakov) уверен, что и в Украине есть достойные инженеры с необходимым образованием и опытом работы, чтобы развивать отечественную космическую отрасль и конкурировать с зарубежными коллегами.

Как украинские предприниматели развивают "космический бизнес"

Мировым лидером по количеству реализованных космических проектов по-прежнему остается США, а число орбитальных запусков в стране за текущий год достигло 20. Примерно 90% из них осуществили частные космические компании. Лидер орбитальных запусков — ракета-носитель Falcon 9 известной американской компании SpaceX, принадлежащей Илону Маску.

В Украине количество орбитальных запусков за нынешний год равняется нулю. Вместо того, чтобы инвестировать в космические технологии в нашей стране, из-за ограничений законодательства украинские предприниматели вынуждены развивать аэрокосмический бизнес за рубежом, в частности в США. Примером является компания Firefly Aerospace, которую основал украинский предприниматель Макс Поляков (Мах Polyakov).

Она была создана путем поглощения акций Firefly Space Systems в 2017 году. За год существования компания Макса Полякова разработала и протестировала в Техасе двигатель Firefly Lightning, сделала справочник для клиентов Payload User"s Guide, открыла R&D центр в Днепре, который посетил президент Украины Петр Порошенко, а также достигла завершающего этапа разработки ракет-носителей Firefly Alpha и Firefly Beta. По словам Максима Полякова, эти ракеты будут самым доступным способом доставки малых спутников на низкую орбиту Земли.

Первый запуск Firefly Alpha планируется на вторую половину 2019 года. Компания уже получила разрешение от ВВС США на использование базы Вандерберг в Калифорнии в качестве площадки для запуска, подтвердил Макс Поляков (Max Polyakov). У компании даже появились первые заказы. В начале июня 2018 года Firefly подписала соглашение о предоставлении услуг (LSA) с Surrey Satellite Technology Limited (SSTL), согласно которому с 2020 по 2022 год Firefly выполнит для SSTL около шести запусков Alpha.

Кто поддерживает космические инициативы в Украине

Государственные космические предприятия, такие как КБ "Южное" и "Южмаш" работают в условиях хронического недофинансирования. В 2018 году Государственное космическое агентство Украины получило из бюджета чуть больше 3 млн долларов. Для сравнения США выделяют на проекты NASA более 19 млрд долларов.

Но несмотря на государственную монополию в отрасли, В Украине есть предприниматели, которые пытаются возродить космические технологии в стране, создавая некоммерческие проекты. Максим Поляков и основанная им ассоциация Noosphere развивают украинский космос через многочисленные образовательные мероприятия.

Ассоциация Noosphere ежегодно проводит масштабные инженерные и технические события в Украине. Например, конкурс хардверных стартапов Vernadsky Challenge предлагает финансирование и менторскую помощь самым перспективным проектам. Космические технологии остаются неизменным фокусом внимания этого инженерного конкурса.

Финалистом Vernadsky Challenge в 2017 году стала украинская команда Space Cossacks, которая в этом году стала лучшей на международном космическом хакатоне ActInSpace в Киеве. 27 июня Space Cossacks защищали свой проект финале хакатона в Тулузе, Франция.

"Космические казаки" предложили создать гибрид высотного дрона и аэростата для доставки грузов. Проект позволяет повысить эффективность транспортировки за счет увеличенной грузоподъемности, сочетания большой дальности хода аэростата и маневренности дрона. Характеристики предложенного транспортного средства позволяют ему подниматься на высоту до 5 км и летать в течение дня по заранее установленной траектории.

Инициативе Ассоциации Ноосфера принадлежит также ряд спортивных событий, таких как международные состязания по ракетомодельному спорту под руководством Международной авиационной федерации FAI.

В 2014 году по инициативе Макса Полякова (Max Polyakov) была создана Noosphere Engineering School (NES) — сеть исследовательских центров, которые работают с передовыми университетами Украины и предоставляют возможность молодым инженерам Украины бесплатно использовать оборудование и лаборатории NES. Одним из основных направлений Инжиниринговой школы являются космические технологии, а именно решение проблемы космического мусора, освоение новых планет и т.п.

Ракетомодельный спорт в Украине



Ассоциация Noosphere Максима Полякова поддерживает украинскую Федерацию ракетомодельного спорта. Победителям и участникам чемпионатов выделяется грант. Денежный приз помогает компенсировать затраты на покупку комплектующих, материалов, инструментов при подготовке к соревнованиям.

С 1991 года ежегодно в Днепре проходят соревнования по ракетомоделированию — Кубок имени М.К. Янгеля. В 2012 году прошли 16-е по счету соревнования.

В 2016 году Макс Поляков (Мах Polyakov) и его Ассоциация Ноосфера помогли FAI провести Чемпионат мира по ракетомодельному спорту, который проходил впервые в нашей стране. В нем участвовали 19 стран мира.

В 2018 году Федерация ракетомодельного спорта Украины (ФРМСУ) и Ассоциация Ноосфера Макса Полякова провели 3 вида соревнований, среди которых этап Кубка Мира и чемпионат Украины по ракетомоделированию Ukraine Rocketry Challenge, где фонд в 90 тысяч гривен распределили между тремя победителями.

Максим Поляков считает, что увлечение ракетомоделированием является первым этапом на пути выбора космической сферы для будущей профессии. Украинские конструкторы и любители ракетомоделирования способны создавать проекты, которые могут быть интересны потенциальным инвесторам.

Космический конкурс NASA Space Apps Challenge

С 2012 года NASA проводит Международный конкурс технологий Space Apps Challenge. На этом хакатоне инженеры с разных стран представляют свой стартап в сфере космических технологий и стараются заинтересовать инвесторов. Участники предлагают свое видение решения различных проблем, связанных с космосом. На национальных этапах жюри выбирает проекты, которые будут участвовать в международном отборе.

В Украине впервые конкурс состоялся в 2016 году благодаря Ассоциации Ноосфера, которую основал Макс Поляков (Мах Polyakov). По результатам зрительского голосования во всех странах, победителем стал Mars Hopper — украинский прототип летательного аппарата для исследования полярных шапок Марса. Аппарат работает за счет энергии, которую он получает от замороженного углекислого газа.

Тематикой Space Apps Challenge в 2017 году была планета Земля. Партнером конкурса стала компания Макса Полякова Earth Observing System (EOS), которая занимается дистанционным зондированием Земли с целью анализа проблем окружающей среды и ресурсов планеты.

Вывод

Опыт развитых стран показывает, что одним из основных двигателей космической отрасли является частный бизнес. Макс Поляков (Мах Polyakov), основатель аэрокосмической компании FireFly Aerospace, считает, что если наша страна последует примеру США и избавится от ограничения на развитие частного космоса, то ситуация изменится к лучшему. Страна станет открытой новым инвесторам, которые готовы финансировать космические стартапы.