Черный импорт: ограничение ввоза кокса грозит новыми сложностями металлургии Украины

Украинские коксохимики хотят ограничить импорт кокса. Не приведет ли это к дефициту сырья на фоне сложностей с ввозом коксующихся углей из России и с оккупированных территорий?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Ассоциация "Укркокс" недавно обратилась к премьеру Арсению Яценюку с предложением рассмотреть возможность ограничения ввоза кокса в Украину. По словам генерального директора ассоциации Анатолия Старовойта, появление документа вызвано быстрым ростом импорта кокса, который оказал негативное влияние на отечественных производителей. Основными импортерами в письме названы меткомбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР), ММК им. Ильича (ММКИ) и "Запорожсталь".

Чуть позже стало известно об остановке поставок на украинские метпредприятия коксующегося угля из России и с оккупированных территорий Донецкой области. Delo.UA решило разобраться, могут ли металлурги отказаться от импортного сырья и чем это грозит отрасли.

По данным Минэкономразвития, за 10 мес. года импорт кокса и полукокса в страну подскочил на 70,8% до 1,832 млн т. Ключевые поставщики — это Россия (примерно 35,4% поставок в тоннаже), Польша (32%) и Китай (22,4%). Средняя стоимость привозного кокса оказалась на уровне $175-180/т DAF граница Польши или $185-190/т CIF порты Украины (для китайского товара). До 2014 г. готовый кокс в Украину почти не завозился.

А вот внутренний выпуск за аналогичный период упал на 20,9% до 9,561 млн т валового продукта. Если еще в 2014-м, по данным "Укркокса", в сутки выдавалось в среднем около 40 тыс. т кокса, то теперь — 20 тыс. т. Однако негативная тенденция сформировалась не в этом году, и даже не в прошлом, когда сокращение составило 21,4%, до 13,824 млн т. Украинское производство кокса снижается четвертый год подряд. Это связано с неблагоприятной конъюнктурой металлорынков.

Предпосылки импорта

Несомненно, сильное уменьшение производственных показателей в 2014-15 гг. прежде всего связано с войной на Донбассе. Из более чем десятка коксохимзаводов (КХЗ) большинство расположено в Донецкой области (7 производственных площадок), еще 4 — в Днепропетровской.

При этом 6 коксохимов еще в 2014 году оказались на территории "Д/ЛНР". Это "Алчевсккокс" (ИСД, Луганская область), "Донецккокс", "Енакиевский коксохимпром" (оба контролируются группой "Метинвест") и небольшой производитель "Истэк" (Горловка), а также "Макеевкокс" и Ясиновский КХЗ (ЯКХЗ) холдинга "Донецксталь" (все — Донецкая область).

Руководитель аналитического проекта Delphica Александр Крайников в комментарии Delo.UA отмечает: "В 2014 г. из-за военных действий останавливались "Алчевсккокс", "Истэк" и оба профильных актива "Донецкстали", а сейчас управляющие компании пытаются возобновить их работу". Так, по результатам 10 мес. года алчевское предприятие — в сравнении аналогичным периодом 2013 года — загружено на 32%, "Макеевкокс" — на 47%, ЯКХЗ — на 56%, а "Истэк" так и не заработал. Суммарная годовая мощность этих 4 заводов — 7,7 млн т кокса, которые де-факто выведены из баланса ГМК страны.

По нашу сторону остался Авдеевский КХЗ — один из крупнейших в Европе, мощностью 6,9 млн т/год. Однако завод десятки раз подвергался артиллерийским и минометным обстрелам сепаратистов и был вынужден аврально восстанавливать цеха и инфраструктуру. Осенью обстрелы прекращались, но до полноценного восстановление еще далеко. Поэтому за 10 мес. года загрузка предприятия упала до 57% от аналогичного периода 2013 г. К тому же традиционный путь снабжения мариупольских меткомбинатов, ранее проходивший через Донецк, перерезан.

Не будем забывать, что на подконтрольных сепаратистам территориях осталась значительная часть добычи коксующихся углей: Минэнергоугля сообщает, что за 8 мес. 2015 года их отечественная добыча рухнула в 2,5 раза до 5,34 млн т.

На таком фоне в стране образовался дефицит кокса, отмечает Delo.UA аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк, и уже во ІІ полугодии 2014 г. металлурги начали активно его импортировать, несмотря на сокращение металлопроизводства. Уже тогда среднемесячный импорт кокса достиг 180 тыс. т., и остается на таком уровне до сих пор, добавляет Крайников.

Согласно оценкам Delphica, в 2015 г. в Украине будет выплавлено около 21,7 млн т чугуна. Похожие прогнозы и в ОП "Металлургпром". Для этого потребуется до 12 млн т металлургического кокса, что соответствует примерно 13,8 млн т валового. Отечественные коксохимики смогут обеспечить примерно 11,5 млн т валовой продукции. Еще 2,3 млн т будет завезено из-за границы (в основном металлургический кокс).

"Украинские коксохимзаводы имеют установленных мощностей на 25,5 млн т и теоретически могут полностью покрыть внутренний спрос при годовой выплавке стали в размере до 35 млн т, причем продавая еще до 2 млн т кокса на экспорт. Для сравнения, в нынешнем году ожидается порядка 23 млн т стали. Но из указанного объема мощностей 15,9 млн т напрямую затронуты военными действиями", — комментирует Крайников. Поэтому о полноценном использовании производственного потенциала говорить не приходится.

По сути, мы вернулись к модели 2006-2008 гг., когда Украина была нетто-импортером кокса. Тогда металлопроизводство быстро росло, к тому же меткомпании — кроме "Донецкстали" — еще не располагали установками пылеугольного топлива (ПУТ), и удельный расход кокса был максимальным. С приходом глобального кризиса-2008 ситуация изменилась, и в 2009 г. ввиду обвала внутреннего выпуска металлопродукции страна стала коксовым нетто-экспортером. В этот же период начали запускаться установки ПУТ, что снижало удельный расход кокса. Нетто-экспорт на уровне 2013 г. (свыше 100 тыс. т/месс.) сохранялся вплоть до ІІ полугодия 2014 г.

Фактор ПУТ

К слову, ПУТ не только уменьшает расход кокса, но и повышает требования к его качеству. Сегодня это дополнительный фактор коксового импорта. Чем более качественный кокс, тем больше можно использовать ПУТ (и меньше кокса) на 1 т чугуна. Уголь соответствующего качества (сернистость ниже 1,2%) из числа отечественных шахт способны поставлять только управление "Покровское", "Южно-Донбасская-3" и им. Скочинского. Причем последняя оказалась в "ДНР". В минувшем году глава "Укркокса"утверждал, что из угля этих шахт можно получить не более 2,8 млн т кокса для ПУТ. Но даже при текущем уровне выплавки чугуна топлива такого качества необходимо приблизительно 4 млн т/год.

При стабилизации объемов выплавки и с возможным запуском ПУТ на АМКР, Днепровском МК им. Дзержинского (ДМКД) и Енакиевском МЗ (ЕМЗ) потребление "ПУТ-кокса" приблизится к 5 млн т/год. Разницу приходится покрывать импортом кокса, или же высококачественного угля, который для целей ПУТ (марки CC, Т) в октябре стоил $65-75/т DAP. По другим коксующимся углям Delphica приводит такие цены: марки ГЖ — $85-90/т СРТ, марки Г — в районе $65/т DAP, концентрат К — $105-115/т DAP (все — РФ); твердый среднелетучий уголь из Канады, США или Австралии — $115-125/т DDU или CIF.

Без ПУТ в Украине на 1 т чугуна расходуется до 520-530 кг кокса, с ПУТ — не менее 430 кг (местами до 480 кг), плюс уголь для ПУТ в размере до 150 кг, уточняет Александр Крайников. "Снизить расход до менее чем 400-420 кг/т в наших реалиях пока что нельзя из-за недостаточного качества кокса. Мировой лидер по этому параметру — Франция с 280-300 кг/т, в среднем же считается нормальным уровень в 350 кг/т", — говорит он.

При этом в ряде стран освоена технология со вдуванием на 1 т чугуна до 250 кг угольной пыли, что дает рост доли замены кокса со стандартных 20-25% до 40-50%. Из украинских меткомбинатов, по оценке МЭРТ, подобное возможно только на домне №9 АМКР, так как у этого агрегата более широкий диаметр горна (рабочая зона печи). Это создает хорошие предпосылки для планируемого запуска ПУТ на данном агрегате, что позволит уменьшить потребление кокса. Криворожское предприятие испытывает его нехватку, которая до войны компенсировалась закупками у АКХЗ и "Донецкстали", констатируют в Delphica; сейчас АМКР ежемесячно производит порядка 150 тыс. т кокса и импортирует еще около 65 тыс. т с польских мощностей корпорации ArcelorMittal.

Эксперты полагают, что с пуском ПУТ АМКР сможет отказаться от импорта. Также может поступить ДМКД, который ранее получал кокс из Алчевска, а сейчас завозит из-за границы примерно 15 тыс. т/мес. ЕМЗ не импортирует кокс, а ввод ПУТ нацелен на улучшение экономических показателей. Тем самым, после запуска ПУТ на этих объектах импорт кокса в страну может упасть на 650-700 т/год.

Опасные ограничения

Импорт кокса вызван объективными причинами. Даже частичное его ограничение может нарушить работу черной металлургии, которая и без того находится в кризисной ситуации. Роман Тополюк уверен, что в таких условиях заградительные меры критически опасны для отрасли.

Однако в Украине уже имеется подобный опыт. В 2013 году применялось квотирование импорта угля и кокса. Тогда годовая квота составила всего 300 тыс. т кокса при намного большем уровне металлопроизводства. Больше того, летом позапрошлого года пару месяцев действовал полный запрет на импорт сырья. Еврокомиссия и ВТО резко раскритиковали все эти меры, назвав их дискриминационными, и на 2014 г. они не продлевались.

Весной 2014 г. на уровне Верховной Рады была попытка введения 10%-й пошлины на импорт кокса и коксующегося угля, что было отражено в законопроекте № 4730. Но в итоге документ был снят с рассмотрения.

В случае ограничения импорта пострадают АМКР, ИСД и все пользователи ПУТ. Ведь качественного кокса на внутреннем рынке недостаточно. Даже если допустить, что барьеры коснутся только ординарного кокса, то крупные потребители все равно столкнутся с нехваткой сырья. Когда же стабилизируются внешние рынки и политситуация в Донбассе, импорт ординарного кокса ослабнет сам по себе, ожидают в Concorde Capital.