Чистое небо: К чему приведет запрет на полеты между Грузией и Россией

Чистое небо: К чему приведет запрет на полеты между Грузией и Россией
В июле между Россией и Грузией по указу Путина будет прекращено авиасообщение. Как это повлияет на обе страны, и как от этого может выиграть Украина?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Между Грузией и Россией отмечается новый виток противостояния. Пока что до силового вмешательства не дошло, как это было в 2008 году. Но Россия уже пытается показать свою силу, введя запрет на полеты российских и грузинских авиакомпаний между двумя странами. К чему может привести нынешняя политическая игра для бизнеса этих и соседних стран, в том числе Украины, выясняло Delo.ua.

Больше не пустят

С 8 июля между Россией и Грузией не будут осуществляться регулярные пассажирские авиарейсы. 21 июня президент РФ подписал указ, в соответствии с которым с вышеуказанной даты российским авиакомпаниям запрещаются полеты в эту кавказскую страну.

Формальной причиной такого шага в документе называется обеспечение национальной безопасности России, а также защита граждан этой страны от преступных и иных противоправный действий.

Правда, в указе не называется, кто именно может нанести угрозу безопасности РФ или ее гражданам. Но очевидно, что данный шаг российского руководства стал ответной мерой на недавние протесты, вспыхнувшие из-за приезда в Грузию депутата российской Государственной Думы Сергея Гаврилова, который поддерживает независимость Абхазии и Северной Осетии и который в ходе своего визита в Тбилиси сел в кресло спикера грузинского парламента во время своего выступления там. 

Понимая истинные причины запрета на полеты российских авиакомпаний в Грузию, еще нелепее звучит объяснение, почему Россия чуть позже ввела с 8 июля запрет и на полеты грузинских перевозчиков в РФ. Согласно сообщению Министерства транспорта РФ, причина приостановки полетов — необходимость обеспечения достаточного уровня авиационной безопасности, а также наличие просроченной задолженности за аэронавигационную деятельность. Долги в размере около 800 тысяч долларов тянутся еще с 2008 года, поэтому удивительным является запрет спустя 11 лет после образования задолженности.

Примечательно, но запрет на полеты между Грузией и Россией вводится не первый раз. Впервые это произошло в 2008 году после российско-грузинского военного конфликта. Возобновить авиасообщение удалось в 2010 году, сначала разрешив полеты для чартерных рейсов, а потом уже и регулярных.

В выигрыше и проигрыше

От запрета на полеты авиакомпаний в проигрыше окажется и Грузия, и Россия, свидетельствуют данные экспертов и представителей бизнеса. В Transparency International Georgia, ссылаясь на данные Национального управления по туризму Грузии, подсчитали, что в случае, если туристы из России больше не будут въезжать в Грузию в 2019 году, в том числе наземным транспортом, то доходы Грузии сократятся примерно на 100 миллионов долларов в текущем году.

Как сообщает"Грузия Online" со ссылкой на Национальную ассоциацию туризма Грузии, в прошлом году страну посетили 1,4 миллиона россиян, что больше предыдущего года почти на 24%. А по данным Российского союза туриндустрии, за январь-май текущего года в Грузии уже побывали более 500 тысяч россиян.

Всего же ущерб от запрета полетов для экономики Грузии может составить 250–300 млн долларов, что составляет 8–9% от общего дохода страны, посчитал грузинский экономист Георгий Кепуладзе, передает The Bell.

Потери понесет и российский бизнес. Как информирует"Коммерсантъ", из-за запрета билетами российских авиакомпаний не смогут воспользоваться 155 тысяч пассажиров, а еще 25 тысяч человек должны вернуться до начала действия моратория. Правда, существует альтернативная оценка и в 220 тысяч человек. По словам собеседника вышеупомянутого издания, на возврат средств за билеты перевозчикам придется направить 2,3–3 млрд рублей (около 37 млн долларов).

Украинский интерес

От прекращения полетов между Грузией и Россией могут выиграть авиакомпании из Украины и Беларуси. Так, председатель набсовета "Украинской авиатранспортной ассоциации", исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет"Анатолий Мазуренко считает, что, когда две страны разрывают какие-то экономические связи, а в данном случае авиасообщение, то это всегда выгодно соседям.

"В нынешней ситуации прекращение полетов между Грузией и Россией будет плюсом для украинских авиакомпаний, поскольку больше граждан Грузии полетят транзитом через Киев, а не через Москву. Например, МАУ может предложить очень широкое предложение для грузинских пассажиров. В частности с помощью этого перевозчика пассажиры из Грузии могут полететь через "Борисполь" почти по всей Европе, а также в США, Канаду, Китай, — рассказывает он. — Ведь и сейчас очень много грузинских граждан летает через Борисполь транзитом. А когда закроются полеты в Россию, то этот поток существенно увеличится".

Но не только украинские авиакомпании, говорит Мазуренко, выиграют от прекращения полетов между Грузией и Россией. "В плюсе окажется и, например, белорусский перевозчик "Белавиа", — ожидает он. — После введения запрета часть пассажиров из Грузии в Россию будут летать через Минск".

В то же время, говорят эксперты, не стоит ожидать резкого снижения цен на отдых в Грузии и, соответственно, увеличения турпотока, например, из Украины. В частности, исполнительный директор "Украинской ассоциации туристических агентств"Павел Григораш считает, что запрет на воздушное сообщение между Грузией и Россией может привести к потере Грузией 150 тысяч туристов из РФ.

"Часть из них воспользуются более дорогими стыковочными рейсами, но большинство все-таки выберет другую страну для отдыха в этом сезоне, если запрет не снимут в ближайшее время, — ожидает он. — В связи с падением спроса, вполне вероятно некоторое снижение стоимости проживания в отелях и апартаментах Грузии, но вряд ли больше, чем на 10-15%".

В то же время Павел Григораш прогнозирует, что ожидать существенного наращивания чартерных рейсов из Украины в разгар нынешнего летнего сезона не стоит, так как в нашей стране сейчас и так наблюдается дефицит самолетов для чартерных перевозок туристов.

Дмитрий Уляницкий, специально для Delo.ua