07 сентября 2012 в 10:12

Что будет, если Украина потеряет ферросплавные заводы

Некоторые крупнейшие предприятия ГМК Украины готовятся к прекращению работы. И не потому, что отсутствует спрос на их товары, а потому, что государство отказывается изменить экономическую логику в отношении отечественных производителей ферросплавов

15 октября 2012 года ожидается вынужденная остановка Запорожского (ЗЗФ) и Стахановского (СЗФ) ферросплавных заводов. ЗЗФ — один из крупнейших в Европе производителей ферросплавов. Его доля в мировом объеме производства ферросплавов около 6%. Предприятие является одним из главных доноров городского бюджета Запорожья. СЗФ — крупнейший производитель ферросилиция в нашей стране и единственное стабильно работающее предприятие в Стаханове. Закрытие этих гигантов может стоить Украине потери всей ферросплавной отрасли, которая обеспечивает около 1% ВВП Украины. Не говоря уже о бюджетах регионального уровня.

К примеру, остановка только ЗЗФ приведет к тому, что бюджет Запорожья будет недополучать за год 12 млн. грн., Пенсионный фонд — 67,8 млн. грн. за год, выплаты пособий по безработице уволенным сотрудникам завода за год составят 33,6 млн — ведь работы лишатся сразу 1950 человек (1400 сотрудников завода уже пришлось уволить).

"Чувствуется, что люди настроены решительно бороться за свое будущее. Я считаю, что к трудовому коллективу ЗЗФ необходимо прислушаться. Нельзя допустить ухудшения социальной обстановки в одном из крупнейших промышленных городов страны", — предупреждает председатель правления ЗЗФ Павел Кравченко.

Закрытие СЗФ — это одновременное увольнение 1595 человек; прекращение отчислений в государственные фонды (29,853 млн. грн. до конца 2012 г.) и бюджеты разных уровней (24,402 млн. грн.); дополнительные расходы по выплате пособий по безработице (37,095 млн. грн.) и т.д. Неудивительно, что недавно сессия Луганского облсовета единогласно приняла Обращение к премьер-министру Украины Николаю Азарову с просьбой пересмотреть тариф на электроэнергию для СЗФ.

"Эти предприятия — это рабочие места для людей, стабильные заработные платы, многомиллионные поступления в бюджеты и престиж нашей страны", — так охарактеризовал ЗЗФ, "Днепроспецсталь" и Запорожский титано-магниевый комбинат президент Украины Виктор Янукович во время своего визита в Запорожье в марте. Но на заявлениях о понимании ситуации пока все закончилось.

"Сегодня ЗЗФ выживает только за счет тотальной экономии", — рассказывает Павел Кравченко. Например, за счет уменьшения расходов на приобретение нового оборудования. Из-за роста цены на электроэнергию ЗЗФ был вынужден отказаться от тех планов по приобретению нового оборудования, которые были на 2011 и 2012 годы. Прежде всего, печное и вспомогательное оборудование. "Получается, решения чиновников ведут к тому, что завод вынужден отказываться от инвестиций в развитие", — подытожил председатель правления ЗЗФ.

В настоящее время ЗЗФ и СЗФ не имеют возможности работать хотя бы с минимальной рентабельностью. В себестоимости товарной продукции обоих предприятий доля электроэнергии составляет 51-60%, а по части энерготарифов для ферросплавного производства наша страна далеко впереди планеты всей: 1 кВт-ч электроэнергии обходится ЗЗФ в 0,096 евро — это мировой рекорд.

Основная проблема — именно в экономически необоснованных тарифах на электроэнергию. Энерготариф для предприятий отрасли постоянно увеличивают: в 2010 г. — четыре раза, в сумме на 30,9%, в 2011 г. — восемь раз, на 21,4%, уже в нынешнем году — четыре раза, на 10,8%, и на ближайшее время запланировано повышение на 3%. Кроме того, с 1 января 2011 г. Запорожский ферросплавный перевели на 2-й класс энергопотребления, и тариф сразу стал больше на 30%.

Нынешний год ферросплавщикам Запорожья тоже не дал надежды на светлое будущее — тариф на электроэнергию увеличивался 4 раза — на 10,8% суммарно. В себестоимости товарной продукции ЗЗФ доля электроэнергии порой превышает половину (в зависимости от вида ферросплавов), и рост тарифа на 1 коп. увеличивает ежемесячные расходы на ее покупку на 3 млн. грн. Если расходы на покупку электроэнергии постоянно растут, где предприятию брать деньги для дальнейшей работы?

Ни для одного ферросплавного завода в мире не установлен такой огромный энерготариф, как для украинских. Так, в Казахстане — 10 долл. за 1 МВт/ч, в Грузии — 30 долл. за 1 МВт/ч, в США — 35 долл. за 1 МВт/ч, в Норвегии — 38 долл. за 1 МВт/ч, в Китае — 47 долл. за 1 МВт/ч, в Индии — 65 долл. за 1 МВт/ч.

Ферросплавщики предлагают экономически обоснованное решение: для энергоемких предприятий с потреблением электроэнергии на уровне 60 млн. кВт-ч в месяц и более, и со значительной долей электроэнергии в себестоимости товарной продукции, что обусловлено технологией производства, установить тариф на электроэнергию в размере 60 долл за 1 МВт-ч (без НДС).

Это — уровень цены экспортируемой Украиной электроэнергии. Только тогда отечественная ферросплавная продукция будет конкурентоспособной на внешнем и на внутреннем рынках. У государства есть еще решающий месяц, чтобы решить проблему отрасли. В случае остановки "СЗФ" и "ЗЗФ" Украина перестанет быть производителем ферросилиция и будет компенсировать потребности в этих сплавах поставками из России, Европы и Китая, где для подобного производства существуют адекватные тарифы на электрическую энергию. Зачем давать возможность зарабатывать конкурентам, если можно зарабатывать во благо себе страны? Вот только украинские чиновники, похоже, в этом не заинтересованы.

по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Зам гендиректора Стахановского завода ферросплавов: С 15 октября мы планируем остановить работу завода
Мнения 04 сентября 2012 в 14:38

Зам гендиректора Стахановского завода ферросплавов: С 15 октября мы планируем остановить работу завода

Заместитель председателя правления СЗФ Денис Сысуев — о том, почему завод остановится с 15 октября, чем это грозит региону и отрасли, и почему ферросплавщики до сих пор не могут прийти к консенсусу с НКРЭ

Столичные власти займутся бесхозными автомобилями
Общество 05 сентября 2012 в 9:52

Столичные власти займутся бесхозными автомобилями

Власти Киева будут вывозить брошенные автомобили или на утилизацию, если автомобиль стоит без номерных знаков, или на штрафплощадки