07 сентября 2012 в 10:12

Что будет, если Украина потеряет ферросплавные заводы

Некоторые крупнейшие предприятия ГМК Украины готовятся к прекращению работы. И не потому, что отсутствует спрос на их товары, а потому, что государство отказывается изменить экономическую логику в отношении отечественных производителей ферросплавов

15 октября 2012 года ожидается вынужденная остановка Запорожского (ЗЗФ) и Стахановского (СЗФ) ферросплавных заводов. ЗЗФ — один из крупнейших в Европе производителей ферросплавов. Его доля в мировом объеме производства ферросплавов около 6%. Предприятие является одним из главных доноров городского бюджета Запорожья. СЗФ — крупнейший производитель ферросилиция в нашей стране и единственное стабильно работающее предприятие в Стаханове. Закрытие этих гигантов может стоить Украине потери всей ферросплавной отрасли, которая обеспечивает около 1% ВВП Украины. Не говоря уже о бюджетах регионального уровня.

К примеру, остановка только ЗЗФ приведет к тому, что бюджет Запорожья будет недополучать за год 12 млн. грн., Пенсионный фонд — 67,8 млн. грн. за год, выплаты пособий по безработице уволенным сотрудникам завода за год составят 33,6 млн — ведь работы лишатся сразу 1950 человек (1400 сотрудников завода уже пришлось уволить).

"Чувствуется, что люди настроены решительно бороться за свое будущее. Я считаю, что к трудовому коллективу ЗЗФ необходимо прислушаться. Нельзя допустить ухудшения социальной обстановки в одном из крупнейших промышленных городов страны", — предупреждает председатель правления ЗЗФ Павел Кравченко.

Закрытие СЗФ — это одновременное увольнение 1595 человек; прекращение отчислений в государственные фонды (29,853 млн. грн. до конца 2012 г.) и бюджеты разных уровней (24,402 млн. грн.); дополнительные расходы по выплате пособий по безработице (37,095 млн. грн.) и т.д. Неудивительно, что недавно сессия Луганского облсовета единогласно приняла Обращение к премьер-министру Украины Николаю Азарову с просьбой пересмотреть тариф на электроэнергию для СЗФ.

"Эти предприятия — это рабочие места для людей, стабильные заработные платы, многомиллионные поступления в бюджеты и престиж нашей страны", — так охарактеризовал ЗЗФ, "Днепроспецсталь" и Запорожский титано-магниевый комбинат президент Украины Виктор Янукович во время своего визита в Запорожье в марте. Но на заявлениях о понимании ситуации пока все закончилось.

"Сегодня ЗЗФ выживает только за счет тотальной экономии", — рассказывает Павел Кравченко. Например, за счет уменьшения расходов на приобретение нового оборудования. Из-за роста цены на электроэнергию ЗЗФ был вынужден отказаться от тех планов по приобретению нового оборудования, которые были на 2011 и 2012 годы. Прежде всего, печное и вспомогательное оборудование. "Получается, решения чиновников ведут к тому, что завод вынужден отказываться от инвестиций в развитие", — подытожил председатель правления ЗЗФ.

В настоящее время ЗЗФ и СЗФ не имеют возможности работать хотя бы с минимальной рентабельностью. В себестоимости товарной продукции обоих предприятий доля электроэнергии составляет 51-60%, а по части энерготарифов для ферросплавного производства наша страна далеко впереди планеты всей: 1 кВт-ч электроэнергии обходится ЗЗФ в 0,096 евро — это мировой рекорд.

Основная проблема — именно в экономически необоснованных тарифах на электроэнергию. Энерготариф для предприятий отрасли постоянно увеличивают: в 2010 г. — четыре раза, в сумме на 30,9%, в 2011 г. — восемь раз, на 21,4%, уже в нынешнем году — четыре раза, на 10,8%, и на ближайшее время запланировано повышение на 3%. Кроме того, с 1 января 2011 г. Запорожский ферросплавный перевели на 2-й класс энергопотребления, и тариф сразу стал больше на 30%.

Нынешний год ферросплавщикам Запорожья тоже не дал надежды на светлое будущее — тариф на электроэнергию увеличивался 4 раза — на 10,8% суммарно. В себестоимости товарной продукции ЗЗФ доля электроэнергии порой превышает половину (в зависимости от вида ферросплавов), и рост тарифа на 1 коп. увеличивает ежемесячные расходы на ее покупку на 3 млн. грн. Если расходы на покупку электроэнергии постоянно растут, где предприятию брать деньги для дальнейшей работы?

Ни для одного ферросплавного завода в мире не установлен такой огромный энерготариф, как для украинских. Так, в Казахстане — 10 долл. за 1 МВт/ч, в Грузии — 30 долл. за 1 МВт/ч, в США — 35 долл. за 1 МВт/ч, в Норвегии — 38 долл. за 1 МВт/ч, в Китае — 47 долл. за 1 МВт/ч, в Индии — 65 долл. за 1 МВт/ч.

Ферросплавщики предлагают экономически обоснованное решение: для энергоемких предприятий с потреблением электроэнергии на уровне 60 млн. кВт-ч в месяц и более, и со значительной долей электроэнергии в себестоимости товарной продукции, что обусловлено технологией производства, установить тариф на электроэнергию в размере 60 долл за 1 МВт-ч (без НДС).

Это — уровень цены экспортируемой Украиной электроэнергии. Только тогда отечественная ферросплавная продукция будет конкурентоспособной на внешнем и на внутреннем рынках. У государства есть еще решающий месяц, чтобы решить проблему отрасли. В случае остановки "СЗФ" и "ЗЗФ" Украина перестанет быть производителем ферросилиция и будет компенсировать потребности в этих сплавах поставками из России, Европы и Китая, где для подобного производства существуют адекватные тарифы на электрическую энергию. Зачем давать возможность зарабатывать конкурентам, если можно зарабатывать во благо себе страны? Вот только украинские чиновники, похоже, в этом не заинтересованы.

по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Зам гендиректора Стахановского завода ферросплавов: С 15 октября мы планируем остановить работу завода
Мнения 04 сентября 2012 в 14:38

Зам гендиректора Стахановского завода ферросплавов: С 15 октября мы планируем остановить работу завода

Заместитель председателя правления СЗФ Денис Сысуев — о том, почему завод остановится с 15 октября, чем это грозит региону и отрасли, и почему ферросплавщики до сих пор не могут прийти к консенсусу с НКРЭ

Столичные власти займутся бесхозными автомобилями
Общество 05 сентября 2012 в 9:52

Столичные власти займутся бесхозными автомобилями

Власти Киева будут вывозить брошенные автомобили или на утилизацию, если автомобиль стоит без номерных знаков, или на штрафплощадки

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...