Что ожидает Украину после введения утилизационного сбора

Эксперты уверяют, что введение утилизационного сбора приведет не только к пополнению бюджета, но и к росту черного импорта и сокращению количества новых моделей авто. Именно такую цену украинцы заплатят за "экологическую безопасность"

Закон "Об утилизации транспортных средств" уже вступил в силу. С 1 сентября начнут действовать изменения в Налоговый кодекс относительно утилизационного сбора. Так, осенью с проданных автомобилей начнут собирать экологический налог, что для покупателей означает повышение стоимости импортных автомобилей: для новых легковых автомобилей (в зависимости от объема двигателя) — от 4,7 тыс. до 30,3 тыс. грн, для новых коммерческих, грузовых автомобилей и автобусов (в зависимости от полной массы) — от 8,8 тыс. грн.

Пока еще есть надежда на то, что введение сбора будет на некоторое время отложено. Председатель Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко ранее заявлял, что по поручению президента Виктора Януковича (он отправил закон "Об утилизации транспортных средств" на доработку — Ред.) Кабмину поручено исправить две вещи. Во-первых, убрать коэффициенты, которые есть в сегодняшней редакции закона и исключить моменты, которые не отвечают требованиям ВТО. В частности, по экологическому сбору с предприятий, собирающих автомобили в Украине.

"Простым языком — платить будут все", — отметил Назаренко.

Когда начнется застой продаж автомобилей

Уже сейчас можно с уверенностью говорить, что новость о введении утилизационного сбора привела к непривычному для летнего сезона росту рынка. Так, по данным "Укравтопрома", июльский рынок легковых автомобилей по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на 20% и достиг отметки 18,9 тыс. машин. Эксперты прогнозируют рост продаж автомобилей и в августе-сентябре. В этот промежуток времени больше всех выиграют те импортеры, которые успеют ввезти в страну большое количество автомобилей до 1 сентября, когда импортерам придется платить за утилизацию ввезенных автомобилей. По похожему сценарию работали импортеры и после введения в апреле 2013 года спецпошлин, что помогло им продержать некоторое время спрос на автомобили.

"Больший запас склада позволит продавать новые автомобили по "невысоким" ценам некоторое время после 1 сентября", — заявил директор Отделения стратегического развития "Атлант-М" (официальный дилер Volkswagen Group в Украине) Алексей Терещенко.

По его словам, в октябре-ноябре склад "недорогих" автомобилей закончится и рынок заживет по-новому, то есть впадет в состояние стагнации.

По словам старшего аналитика ИГ "Арт Капитал" Алексея Андрейченко, сейчас наблюдается ситуативный спрос на импортные автомобили в преддверии введения утилизационного спроса, который может вывести рынок на отметку 19-20 тыс. машин в августе. Но прогнозы эксперта на конец года более оптимистичны, чем у дилеров.

Так, уже в ноябре-декабре спрос начнет восстанавливаться из-за более широкой представленности моделей отечественной сборки, которые сейчас увеличивают производство или готовятся к его старту. В частности, по словам Андрейченко, спрос будет расти на Geely, Skoda, а также автомобили, собираемые на АвтоЗАЗе и "Богдане", а в конце года в Украине может начаться сборка китайских автомобилей JAC. Кроме того, на "воодушевление" украинского авторынка и активизацию спроса должны повлиять предновогодние распродажи и акции.

"По итогам года падение продаж новых легковых автомобилей составит порядка 5-10%. В следующем году, скорее всего, рынок выйдет в плюс", — отметил Андрейченко.

Как уже было сказано, прогнозы дилеров рисуют более печальную картину — в целом за текущий год продажи новых автомобилей упадут на 12-15%, далее рынок будет ожидать в лучшем случае стагнация, а о росте в 2014 году говорить не приходиться.

Больше дизелей, меньше новинок

Относительно предпочтений украинцев можно отметить: сразу после введения в апреле спецпошлин на иномарки рынок начал постепенную переориентацию на дизельные авто, так как на них не распространяется действие спецпошлин. По данным сайта RST.ua, в июле 2013 года дизельные легковушки составили более 22,5% от общего количества проданных машин. И эта цифра будет расти до 25%. Учитывая, что утилизационный сбор коснется всех автомобилей, дизельные предоставляют шанс обойти хотя бы пошлины и являются неплохой альтернативой бензиновым автомобилям по потребительским качествам.

Также эксперты прогнозируют, что после введения утилизационного сбора в Украине сократится количество новых моделей авто. "В дальнейшем в Украину будут попадать далеко не все новинки рынка, особенно в бюджетном сегменте, и в этом плане выбор для потребителя будет ограничен", — констатировал Терещенко. Автопродажи будут сконцентрированы на более популярных и бюджетных моделях автомобилей.

Расцвет черного импорта

Но есть и другие последствия введения утилизационного сбора — это рост серого или черного импорта, который всегда возникает при усилении налогового бремени.

Оценивая опыт введения "заградительных" пошлин на импорт автомобилей в других странах, можно наверняка утверждать, что в Украине будет развиваться черный рынок. В качестве примера эксперты "Атлант-М" приводят пример ввоза распиленных кузовов автомобилей (так называемых "распилов"), ввоз автомобилей иностранными гражданами в Украину и дальнейшая его "потеря", махинации с годом выпуска автомобиля и типом транспортного средства и т.д.

Однако объемы такого ввоза напрямую будут зависеть от качества работы соответствующих контролирующих служб. Учитывая то, что в правительстве серьезно настроены на получение отдачи от предоставляемой помощи автомобилестроителям, контроль всех этих схем, вероятно, будет ужесточен, уверен аналитик "Арт-Капитал" Андрейченко.

Спецпошлины вскоре отменят?

И эксперты и дилеры сошлись в том мнении, что спецпошлины будут отменены до окончания трехлетнего срока, на который они были введены. Вот только точную дату отмены пока назвать не могут.

По оценкам дилеров, спецпошлины на иномарки отменят, когда украинское правительство в полной мере столкнется с симметричными ответными мерами торговых партнеров и поймет, что проигрыш отдельных отраслей превышает сомнительные преимущества для представителей украинского автопрома. Уже сейчас можно наблюдать ответные меры некоторых стран на спецпошлины — но пока это только начало.

"Не так много времени нужно для того, чтобы ухудшилось положение, скажем, в кондитерской и в целом в пищевой промышленности и стала понятна причинно-следственная связь со спецпошлинами и утилсбором. У пострадавших отраслей тоже найдутся свои лоббисты", — отметил Терещенко.

В целом же автор законов о введении спецпошлин и утилизационного сбора, член парламентской фракции "Партии регионов" Ярослав Сухый заявляет, что необходимо порядка 70 млн долларов на оборудование утилизационных пунктов. По словам президента "УкрАВТО" Тариэля Васадзе, годовой объем утилизационного сбора составит около 2,5 млрд грн — это и есть потенциальная емкость официального рынка утилизации авто. Таким образом государство заработает на утилсборе около 2 млрд грн.

Пока остаются нерешенными вопросы, будут ли центры утилизации автомобилей государственными или частными и кто получит бюджетные миллионы на утилизацию.

Пример расчета утилизационного сбора для новых и старых легковушек:

Тип двигателя

За новый автомобиль, грн

За б/у автомобиль, грн

Электрический

4 730

9 460

ДВС меньше 1,0 л

4 730

9 460

ДВС от 1,0 до 2,0 л

7 370

14 740

ДВС от 2,0 до 3,0 л

14 080

28 160

ДВС от 3,0 до 3,5 л

19 085

38 170

ДВС больше 3,5 л

30 250

60 500

Источник: Автоконсалтинг