Что получит рынок делового туризма после слияния American Airlines и US Airways

Первый по величине пассажирский авиаперевозчик США American Airlines (АА) и его конкурент US Airways 14 февраля официально объявили о слиянии. Эксперты и специалисты в области делового туризма опасаются роста тарифов и снижения уровня конкуренции на рынке

В результате слияния в США будет образована крупнейшая в мире авиакомпания (ее рыночная капитализация оценивается в $11 млрд.). Новая организация сохранит название American Airlines, однако во главе ее встанет гендиректор US Airways Дуглас Паркер. Руководитель AMR Corporation (владельца American Airlines) Том Хортон возглавит совет директоров. По условиям сделки, акционеры, кредиторы и сотрудники AMR Corporation получат 72% акций обновленной компании, а под контроль акционеров US Airways перейдут остальные 28%.

По данным ряда источников, переговоры о слиянии велись с августа 2012 года.

Закрытие сделки запланировано на третий квартал 2013-го, предстоит еще получить одобрение антимонопольных органов США и решение суда по делам банкротства. Г-н Паркер оценивает еще в полтора года процесс окончательного объединения авиаперевозчиков, включая получение действующей лицензии Федерального управления гражданской авиации США и интеграцию систем обслуживания пассажиров.

Планируется, что объединенная авиакомпания будет ежедневно выполнять 6700 полетов по 336 направлениям в 56 странах. В течение ближайших четырех лет в состав флота войдут более 600 новых воздушных судов, включая 517 узкофюзеляжных и 90 широкофюзеляжных самолетов. Большая их часть будет укомплектована системами развлечения на борту и Wi-Fi.

В заявлении American Airlines уточняется, что все программы поощрения постоянных клиентов продолжатся. Новая компания также сохранит членство в альянсе Oneworld

Объединение крупных американских авиаперевозчиков — далеко не первое за последние пять лет. В 2009 году произошло слияние Delta Air Lines и Northwest Airlines (новый авиаперевозчик получил название Delta Air Lines), в 2010 году — United Airlines и Continental Airlines. В целом же процесс слияний и поглощений в этой отрасли США стартовал в 2005 году.

Аналитики не всегда положительно оценивают подобные сделки. В частности, председатель Business Travel Coalition Кевин Митчелл предупреждает о возможном повышении тарифов на перевозки и ограничении конкуренции на рынке в связи с новым слиянием. "С точки зрения потребителя услуг — индивидуального путешественника, или же тревел-департамента — мало что может компенсировать негативные последствия предполагаемого объединения: уменьшение конкуренции, повышение пассажирских тарифов и сборов, ухудшение качества обслуживания малых и средних групп клиентов", — уточняет г-н Митчелл. Он добавляет, что очевидна лишь выгода для самих перевозчиков, их финансовой стабильности — поскольку количество посадочных мест урезается, а тарифы и плата за различные услуги и дополнительные сервисы многократно увеличиваются.

Дуглас Паркер однако настаивает на том, что конкуренция сохранится: "Я всегда выступал за консолидацию и упрочение нашей индустрии. Нынешняя сделка — последний шаг на пути к полной рационализации отрасли, которая позволит авиакомпаниям обеспечивать свою конкурентоспособность и устойчивую рентабельность".

Кевин Митчелл выражает несогласие с этим мнением, считая, что в руках авиаперевозчиков концентрируется слишком много власти, включая способность влиять на ценообразование

Генеральный директор Carlson Wagonlit Travel Дуглас Андерсон не разделяет беспокойства многих своих коллег и экспертов отрасли: "Нет ничего плохого в том, что в США появится еще один сильный игрок на рынке авиаперевозок. Меня это событие скорее обнадеживает. У нас хорошие отношения с обоими перевозчиками, мы знакомы с их бизнес-стратегиями, поддерживаем связи с руководителями. Я ожидаю выстраивания длительных и успешных деловых отношений с новой объединенной авиакомпанией".