Что происходит в отечественном автопроме

Что происходит в отечественном автопроме
Снижение ввозных пошлин и неурегулированная ситуация с евробляхами усложнила жизнь отечественных производителей автомобилей. Участник рынка призывают разработать комплексную госпрограмму поддержки автопрома

11 апреля в Украинском союзе промышленников и предпринимателей состоялся круглый стол, главная тема которого — будущее автопроизводства в Украине.  

Среди основных причин затяжного кризиса в отечественной автопромышленности -  отсутствие антикризисных мер со стороны государства, невнятная промышленная политика и недостаточное внимание властей к созданию благоприятной среды для производителей. В течение последнего десятилетия предприятия автопрома самостоятельно противостоят вызовам, масштаб которых значительно превышает их возможности, — заявили представители крупнейших автопроизводителей Украины.

По мнению участников круглого стола основных причин драматического состояния отрасли сразу несколько: значительное падение рынка новых легковых автомобилей  (с 600 тысяч в 2008 до 82 тысяч в 2017); снижение ввозных пошлин и либерализация импорта б/у авто; отсутствие урегулирования ситуации с массовым ввозом на территорию Украины б/у машин с иностранной регистрацией, в том числе с нарушениями таможенного режима; активный импорт автомобилей из Узбекистана в нарушение правил ВТО; дезинтеграция Украины с основными экспортными рынками; полное отсутствие государственной поддержки отрасли в вопросах вывода продукции украинского автопрома на европейские рынки.

Как следствие, сегодня из 12 автосборочных заводов работают лишь 7, производственные мощности используются на 1,8% от проектных; количество рабочих мест сократилось с 36,3 тысяч человек в 2008 до 8 тысяч человек в 2018 г. и продолжает сокращаться; на внутреннем рынке доля продукции отечественных заводов сократилась в пять раз и не превышает 10%; экспорт практически отсутствует; отчисления автопредприятий в бюджет составляют всего 2% от уровня докризисного 2008 г., — заявили представители украинских автопроизводителей.

По официальным данным, на начало года долги ЗАЗа перед банками составляли 3 млрд. грн. и 24 млн. долларов, корпорация "Богдан" задолжала более 4 млрд. гривен, а долг "Еврокара" достиг 2,7 млрд. гривен. При этом до кризиса 2008-го ЗАЗ инвестировал в производство 380 млн. долларов, "Богдан" — 345 млн. долларов, "Еврокар" — 250 млн. долларов.

"Мы уверены, что модернизированные украинские предприятия имеют огромный потенциал для полномасштабного возобновления работы. Все, что нам нужно, это грамотное системное государственное управление промышленным комплексом, взвешенная фискальная и инвестиционная политика, стратегическое видение руководства страны в вопросах долгосрочного развития отрасли и промышленности в целом", — отметил Александр Козис, глава правления Корпорации "УкрАВТО".

В 2018 г. существует вероятность банкротства нескольких предприятий-производителей легковых автомобилей и консервации части производственных мощностей.

"В 2017 году деловое сообщество утвердило "Платформу экономического патриотизма" — рекомендации руководству страны по ускорению темпов экономического развития и прекращения неприемлемых тенденций деиндустриализации. Отдельные из предложенных решений уже учтены: рассрочка ввозной НДС на оборудование, снижение ставок портовых сборов на 20%, создание Экспортно-кредитного агентства и тому подобное. Впрочем, указанные решения правительства в основном составляют "точечные" меры, некоторые из которых внедрялись под большим давлением предпринимательского сообщества. Комплексной промышленной или хотя бы отраслевой политики по-прежнему нет. Например, украинский автопром, еще 10 лет назад формировавший 4% ВВП страны, имевший приличный экспорт и создававший более 36 тыс. рабочих мест, сейчас на грани выживания", — отметил президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах.

Участники круглого стола призвали представителей органов власти к конструктивному диалогу и взвешенной государственной антикризисной промышленной политики.