Что стоит за сменой руководства ГП "Антонов"

У ГП "Антонов" новый глава. Минпромполитики назначило президентом и генконструктором ГП Сергея Меренкова. На предприятии заявляют, что он связан с российскими авиастроительными компаниями, которые хотят уничтожить завод
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

На главном авиастроительном предприятии Украины разворачивается нешуточный скандал. После того, как Министерство промышленной политики 1 августа возложило исполнение обязанностей президента — генерального конструктора государственного предприятия "Антонов" на Сергея Меренкова (соответствующий приказ датирован 24 июля 2014 года), пресс-служба ГП "Антонов" распространила сообщение о попытке рейдерского захвата предприятия группой лиц во главе новоназначенным генконструктором. "Поднятая по тревоге охрана, отряды самообороны и работники предприятия взяли "захватчиков" в плотное кольцо и выдворили их с территории предприятия", — утверждает пресс-служба ГП "Антонов".

И это далеко не первый случай недовольства сотрудников госпредприятия решениями Минпромполитики. После того, как ведомство 9 апреля 2014 года уволило Дмитрия Киву с поста председателя правления госконцерна, а в мае разорвало контракта с Кивой-генконструктором, сотрудники предприятия неоднократно проводили митинги в поддержку уволенного руководителя под стенами профильного министерства, Кабмина и Администрации президента.

Коллектив предприятия возмущает тот факт, что вместо проработавшего на должности генерального конструктора с 2006 года Дмитрия Кивы, новым главой стал Сергей Меренков, который хотя и был главным специалистом "Антонова" по производству пассажирского самолета Ан-140, в 2006 году покинул предприятие при довольно странных обстоятельствах. Так чем же коллективу неугоден новый руководитель?

Спорный приказ

Первое, на что обращают внимание юристы, привлеченные коллективом ГП "Антонов", это то, что Минпромполитики не имело права издавать приказ о назначении Сергея Меренкова. Они ссылаются на тот факт, что еще 23 марта решением Кабмина госпредприятие было переподчинено Министерству экономического развития и торговли, а 11 апреля своим приказом правительство и вовсе постановило ликвидировать Минпромполитики и объединить его с Минэкономразвития. "Соответственно, только Минэкономики может осуществлять действия по смене руководства предприятия. Оно этого не делало, соответственно, данное назначение не несет никакой юридической силы", — объясняет Роман Марченко, адвокат ЮФ "Ильяшев и партнеры". По его словам, уже подана жалоба в Генеральную прокуратуру на кадровые решения Минпромполитики.

К сожалению, объяснений причин увольнения Дмитрия Кивы и назначения на его место Сергея Меренкова от Минпромполитикии услышать не удалось. На момент публикации ведомство не ответило на запрос Delo.UA.

Со своей стороны Сергей Меренков также написал обращение в Генпрокуратуру, СБУ и МВД с жалобой, что его не допускают на рабочее место. Как он заявил ЛигеБизнесИнформ, Минэкономразвития 16 июня направило письмо в Минпромполитики, в котором указывает, что все вопросы по смене руководства находятся в компетенции Минпромполитики. По его словам, письмо подписано Романом Кочуром, замминистром, начальником аппарата Минэкономразвития.

В свою очередь юристы, хотя прямо не называют причин смены главы ГП "Антонов", но намекают на заинтересованность в этом со стороны России. "Мы находимся в состоянии войны с Россией и нельзя исключать, что это происки со стороны врагов. Как мы знаем, за последние годы в России не было построено ни одного хорошего самолета, все толковые модели были украинско-российского производства", — рассуждает Роман Марченко.

Более резок в своих высказываниях первый вице-президент ГП "Антонов" Григорий Рудюк. "Я не исключаю, что это российский след. Посмотрите биографию так называемого претендента: в течение последних восьми лет он числился, во всяком случае в прессе, как советник главы корпорации "Русские машины", которая занимается проектом Ан-140. Просто у меня нет доказательств, что это так", — говорит Григорий Рудюк.

Отметим что ранее, когда стало известно об увольнении Дмирия Кивы, бывший первый замминистра промышленной политики Владимир Рыжов заявил, что за планами увольнения стоит интерес передать авиапредприятие под контроль России. "За этими планами стоит оформленная в 2013 году непубличная договоренность братьев Клюевых (Андрей Клюев — экс глава СНБО Украины, Сергей Клюев — депутат, Партия Регионов) с РФ", — заявил тогда Рыжов.

Российский интерес

Так почему ГП "Антонов" интересен России? Еще в 27 октября 2010 года в Киеве было подписано соглашение о создании российско-украинского совместного предприятия ООО "ОАК-Антонов" (в него вошли российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и украинский Государственный авиастроительный концерн "Антонов"). Совместное предприятие занималось, в частности, развитием региональных реактивных самолетов нового поколения Ан-148 и Ан-158, пассажирского турбовинтового Ан-140, военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 и возобновлением производства новых вариантов транспортного Ан-124-100 "Руслан".

Однако с началом украинско-российского конфликта вице-президент ОАК Владимир Чириков заявил о готовности локализовать производство компонентов для самолетов Ан-148, которые сегодня производятся в нашей стране. Это решение очень показательно, ведь доля российских предприятий в Ан-148 наибольшая: по материалам — 74%, по оборудованию — 52%, по двигателям — 66%. Таким образом, 69% цены самолета, а значит, и доходов от его производства, приходится на предприятия РФ. Стоимость украинских комплектующих — порядка 31% цены самолета, и еще около 5% — роялти "Антонову" за авторское право. Желание россиян самостоятельно производить Ан-148 легко объяснить — его прямой конкурент, производимый российской компанией "Гражданские самолеты Сухого", ближнемагистральный пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 не отличается надежностью — за последние два года он ломался 15 раз.

Еще один самолет, который вызывает неподдельный интерес россиян, военно-транспортный Ан-70, который является прямым конкурентом Ил-76. Однако, в отличие от него, украинский самолет может совершать посадку на короткие грунтовые аэродромы, перевозить все основные виды вооружений и военной техники и при этом он в два раза превосходит Ил-76 по экономности.

И хотя в России официально заявляют, что в производстве украинских "Анов" не заинтересованы, эксперты авиарынка считают, что у российских предприятий просто нет соответствующей документации. Именно этим и обусловлено интерес России в контроле над ГП "Антонов".