Чужим умом: как выживает рынок консалтинга

Рынок консультационных услуг в Украине давно сформирован, однако кризис диктует ему свои условия. Журнал "ТОП-100. 500 крупнейших компаний рынка услуг Украины" выяснил, что изменилось в консалтинговых практиках и чем сегодня компании заманивают и удерживают клиентов

В прошлом году рынок консалтинговых услуг, практически замерший в 2014-м, начал оживать, пишет "ТОП-100. 500 крупнейших компаний рынка услуг Украины" .

Произошли серьезные изменения в структуре заказчиков консалтинговых услуг. Крупные финансово-промышленные группы, традиционно выступавшие заказчиками больших консультационных проектов, переживают непростые времена и, как следствие, сократили расходы на консалтинг. Ожидаемо, что в кризисное время бизнес фокусируется на мерах, позволяющих максимально сократить отток денежных средств, а не на инвестициях в долгосрочную операционную эффективность.

"Многие почувствовали, что "дно" пройдено и наступает время новых возможностей, которые необходимо использовать по максимуму, соответственно, выходить на новые рынки", — подтверждает генеральный директор компании Pro-Consulting Александр Соколов. При этом основным трендом он называет изменение подхода в предоставлении услуг. "Исследования, аудиты деятельности и другие консультационные услуги качественно улучшились, так как клиентов стали интересовать более глубинные факторы, влияющие на деятельность их компаний", — говорит он.

Владимир Вахт, руководитель консалтингового департамента компании "Делойт", отмечает, что услуги консалтинга начали пользоваться спросом у заказчиков, ранее особо ими не интересовавшихся — госсектора. "Международные доноры финансируют трансформационные процессы в государственном секторе. Для осуществления таких проектов требуются эксперты самой разнообразной специализации, и поэтому мы интенсивно привлекаем международный опыт", — говорит он.

[graph_792]

По словам Юрия Кацера, старшего менеджера направления юридического консультирования компании KPMG, госсектор обращался к консультантам за анализом процедур закупок в больших госкомпаниях, по вопросам сотрудничества с Фондом гарантирования вкладов (анализ сомнительных операций неплатежеспособных банков). Сотрудники KPMG поучаствовали также в реформировании системы корпоративного управления НАК "Нафтогаз Украина", помогали государству организовывать процесс приватизации ОПЗ и других объектов. "По многим проектам клиенты из госсектора привлекали советников через тендеры. Спросом пользовались юристы, специализирующиеся на предоставлении услуг в сферах потребительских рынков, энергетики и природных ресурсов, фармацевтики, комплаенс и сфере предотвращения коррупции", — рассказывает Карцер.

При этом на инновационные продукты, спрос пока невысок. "В период кризиса компании стараются решить базовые проблемы, используя классические инструменты", — говорит Владимир Вахт. Исключением можно считать мобильных операторов, которые постепенно начинают конкурировать с банковским сектором в части расчетно-кассовых операций. В агросфере формируется спрос на высокотехнологичные решения для управления производственным процессом, логистикой. В банках растет спрос на услуги по кибербезопасности.

Но рост спроса не спас от денежных потерь — в 2015 году объем рынка консультационных услуг сократился почти на 11% в денежном выражении.

[graph_790]

Кому что

В постоянно меняющихся реалиях рынок просто вынужден переформатироваться. Богдан Ярмоленко, руководитель отдела консультационных услуг по сопровождению сделок компании EY в Украине, считает, что сейчас клиентам необходимы комплексные решения по оптимизации бизнеса.

"Чтобы ответить на вопрос о наиболее востребованных консультационных услугах, их нужно разделить на две группы: услуги, необходимость в которых продиктована внешними обстоятельствами (требования регулятора или контрактные обязательства), и услуги, осознанная потребность в которых возникла у самой компании-заказчика. И если первая группа услуг будет пользоваться спросом вне зависимости от обстоятельств, то популярность второй группы определяется способностью и умением консультанта принести реальную пользу. Ведь в условиях тотальной экономии заказчики все критичнее оценивают пользу от привлечения консультанта", — признает Ярмоленко. Из услуг второй группы, по его словам, наибольшим спросом пользуются услуги по реализации проблемных активов, услуги в области реструктуризации, а также в области мотивации и оценки персонала.

Соглашается с ним и руководитель консультационной практики компании Baker Tilly Александр Полянский. "С одной стороны, клиенты приобретают так называемые обязательные услуги, необходимые в рамках действующего законодательства и стандартов ведения бизнеса — подготовку финансовой отчетности и аудит, оценку активов и бизнеса, налоговые сервисы, а с другой стороны, кризис требует адаптации деятельности компании к текущим реалиям экономики страны. Соответственно, клиенты приобретают консультационные услуги для обеспечения устойчивой деятельности компании в условиях кризиса и повышения эффективности бизнеса", — говорит он. Полянский добавляет, что заказчиков также интересует налоговый консалтинг и консультации по вопросам трансфертного ценообразования; маркетинговые исследования, направленные на поиск новых возможностей на рынке и рост продаж; оценка бизнеса для привлечения новых партнеров и инвесторов.

[graph_791]

Ценовые правила

Невзирая на девальвацию, цены на услуги консалтеров пока остаются на уровне 2014 года. По словам Богдана Ярмоленко, на стоимость некоторых услуг сохраняется ценовое давление со стороны клиентов. "Однако существует предел стоимости, ниже которого консультант не сможет обеспечить необходимое качество услуги и будет вынужден отказаться от ее предоставления. Полагаю, что такой предел уже достигнут, ниже текущего уровня цены точно не упадут", — говорит он.