Деньги с неба: кто и как зарабатывает на украинских авиапассажирах

Деньги с неба: кто и как зарабатывает на украинских авиапассажирах
Каждый год количество пассажиров в украинских аэропортах растет на 30%: как такая любовь к небу влияет на успешность аэропортов и наземных служб?

Пассажиропоток в аэропортах растет следом за авиаперевозками. В 2016 году через воздушные ворота Украины прошло 12,929 млн пассажиров, что на 20,9% больше, чем в 2015-м, а в 2017-м их было уже 16,498 млн (плюс 27% год к году). В том числе по международным направлениям в 2016-м — 11,294 млн пассажиров, в 2017-м — 14,591 млн (плюс 29%).

Хотя в Украине действует 20 аэропортов и аэродромов, 98% пассажиропотока по-прежнему сосредоточены в семи из них: "Борисполь" (64%),  "Киев" (Жуляны, 11%), "Одесса" (7,5% ), "Львов" (6,5%), "Харьков" (5%), "Днепропетровск" (2%) и "Запорожье" (2%).

В процентном соотношении рост пассажиропотока "Борисполя" (30% и 22,1% соответственно) уступает скорости регионов, но в абсолютных цифрах он несомненный лидер. Доля "Борисполя" в общем объеме пассажирских перевозок в 2016-м составила 67%, а 2017-м — 64%.

В прошлом году "Борисполь" обслужил рекордное за время своего существования количество пассажиров — 8,65 млн, что на 18,8% больше, чем годом ранее. Рост пассажиропотока обеспечили трансферные пассажиры, которых в 2016 году было 2,31 млн. С новой системой скидок "Борисполя" эта категория будет обходиться авиакомпаниям дешевле на 80%, что подтверждает приверженность аэропорта развитию хабовой модели.

В 2017 году "Борисполь" обслужил свыше 10 млн пассажиров. Благодаря кооперации с МАУ аэропорт за полгода нарастил долю трансфертных пассажиров на 37%, до 1,3 млн. Доля международных рейсов в "Борисполе" выросла на 22%.

Из крупных региональных игроков аэропорт в Днепре единственный, кто сокращает пассажиропоток.

В 2016 году количество пассажиров уменьшилось на 17,7%, а за три квартала 2017-го показатели ухудшились еще на 2,8%.

Остальные региональные аэропорты в 2016-2017 годах наращивают пассажиропоток: "Киев" — на 67,6% в 2016-м и на 64,2% зв 2017-м, "Львов" — на 52,8% и на 46,3%, "Харьков" — на 50,75% и на 34,7%.

В 2016 году в разы выросло обслуживание пассажиров в аэропортах: "Ровно" (в 8,6 раза), "Винница" (в 6,6 раза), "Ивано-Франковск" (в 3,9 раза), "Кривой Рог" (в 6,6 раза), "Запорожье" (в 2,2 раза), "Одесса" (на 8,9%) и "Херсон" (на 1,6%). Но стремительный рост в небольших региональных аэропортах обеспечивала в основном низкая база. Например, рост пассажиропотока "Ровно" в переводе на абсолютные цифры — это 6997 пассажиров чартерных рейсов в прошлом году.

"Киеву" и "Львову" наращивать пассажиропоток помогает возобновление сотрудничества с лоукостером Wizz Air. Потрудились региональные аэропорты и над инфраструктурой: в "Одессе" наконец сдали в эксплуатацию новый терминал, а в "Запорожье" капитально отремонтировали взлетно-посадочную полосу.

Обслуживание авиационного транспорта

Чистый доход

Чистая прибыль

Компания

2016, млн грн

2015, млн грн

2016, рост, %

2016, млн грн

2015, млн грн

1

0

Международный аэропорт "Борисполь"

3353

216

1452,31

1386

696

2

0

Украэрорух

2181

246

786,59

356

342

3

0

Интеравиа

514

403

27,54

122

74

4

1

Мастер-Авиа

443

318

39,31

4

35

5

3

Международный аэропорт "Львов" им. Данилы Галицкого

388

178

117,98

85

-209

6

1

Нью Системс АМ (Харьковский аэропорт)

324

185

75,14

23

1

7

2

Международный аэропорт "Киев" (Жуляны)

128

112

14,29

-39

-511

8

3

Аэропорт Хендлинг

115

97

18,56

91

59

9

-3

Международный аэропорт "Одесса"

114

195

-41,54

35

21

10

0

Международный аэропорт "Днепропетровск"

104

107

-2,80

-66

-64

11

-7

Кребо Интернешнл*

94

355

-73,52

4

5

   

Всего по рейтингу

7758

2412

221,64

   

*На основе отчетности нескольких юрлиц

Дела земные

На хендлинговом рынке (пассажирского и наземного обслуживания) конкуренция между компаниями не усилилась. На первый взгляд задатки рынка есть в "Борисполе": пассажиропоток свыше 8 млн, обслуживают пять хендлинговых компаний, кроме самого аэропорта. Они участвуют в тендерах авиакомпаний и соревнуются между собой в цене, качестве обслуживания, обеспечивая заправку, наземный и пассажирский сервис.

"Борисполь" оказывает услуги перронного обеспечения 25 авиакомпаниям, а для 14 из них и услуги пассажирского обслуживания.

За шесть месяцев 2017 года доходы аэропорта от наземного обслуживания выросли на 16,9%, до 285,5 млн грн, по сравнению с первым полугодием 2016-го (годовая отчетность еще не обнародована). По оценке предприятия, его доля на рынке наземных услуг всего 23%. В аэропорту заверили, что даже крупнейшие европейские хабы работают с двумя-тремя хендлингами.

Тем не менее в январе 2017 года АМКУ рекомендовал "Борисполю" разграничить управление инфраструктурой и регуляторную деятельность и счета за предоставление наземного обслуживания. Комитет предполагал, что это устранит возможное субсидирование аэропортом хендлинга за счет основных доходов. Обычно проблема решается выделением хендлинга в отдельное предприятие, но "Борисполь" пока ждет разъяснений АМКУ о том, как разделить счета и что значит "управление инфраструктурой и регуляторная деятельность".

Конкуренция на хендлинговом рынке Украины — понятие относительное: крупные хендлинги проникли в основные аэропорты страны ("Борисполь", "Киев", "Харьков", "Одесса").

"Дочка" МАУ "Интеравиа" — в "Борисполе", "Киеве", "Харькове" и "Виннице"; "Скай Хендлинг" и "Челендж Аэропорт" — в "Борисполе" и "Киеве"; "Украинская хендлинговая компания", "Транс-аэрохендлинг" — в "Борисполе", "Запорожье", "Киеве", "Львове", "Николаеве", "Одессе" и "Харькове".

Региональные аэропорты с малым пассажиропотоком редко отдают наземное обслуживание на аутсорс. При небольшом количестве рейсов регионы пытаются зарабатывать хендлингом. Исключение — аэропорты, которые так бедны, что не могут закупить даже технику, или, наоборот, решили зарабатывать на авиационных услугах, отдав партнерам "землю". Например, на старте работы в аэропорту "Винница" за МАУ пришла "Интеравиа". Она же со времен подготовки к Евро-2012, трудится в харьковском аэропорту.

Вопрос авиатоплива традиционно отдан частным компаниям. После усиления внимания к поставкам топлива в украинских аэропортах в 2015 году на рынок зашла Baltic Ground Handling, которая, как и кременчугский "Кребо Интернешнл", занимается поставками в "Борисполь", "Харьков", "Львов", "Одессу" и "Киев". В малых региональных аэропортах действуют "Австар" и собственные службы аэропортов. "Борисполь" не занимается топливом самостоятельно, свою инфраструктуру он сдает топливозаправочным компаниям  для стимулирования конкуренции с "Кребо Интернешнл".

В начале 2017 года игроки активно обсуждали новые правила для рынка хендлинга.

В частности должны были урегулировать вопрос допуска компании к тендерам авиакомпаний. Каждый из вариантов предполагал возможный передел рынка: Госавиаслужба могла бы вмешиваться в хозяйственную деятельность коммерческих субъектов, аэропорты могли бы сдерживать собственных конкурентов, авиакомпании (особенно с преимущественным правом голоса) могли бы выбирать связанные хендлинги. Дискуссия затянулась, что помешало европейским правилам прийти на украинский рынок.

Украинцы летают все активнее: даже запрет авиасообщения с РФ обойден в пользу стыковки в Минске.

Предполагается, что безвизовый режим будет стимулировать развитие туризма и усилит авиасообщение с Европой, тем более что Украина уже получила "открытое небо" с рядом стран. Внутреннее авиасообщение остается проблемным: дешевые ж/д и автоперевозки отбирают значительную часть платежеспособного пассажиропотока, в итоге авиасвязей между регионами просто не существует. Внутреннее авиасообщение поддерживается ради подвоза пассажиров в "Борисполь" и подпитки международной сети МАУ.