На форуме DJI Enterprise Roadshow Ukraine бизнесу рассказали, как можно использовать дроны

Фото: Drone.UA
Фото: Drone.UA
Беспилотники полезны в самых разных отраслях: энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, сфере безопасности и других

В компании Drone.UA сентябрь этого года начали с DJI Enterprise Roadshow — масштабного мероприятия, посвященного теме применения дронов в различных промышленных отраслях.

Основной идеей его проведения для организаторов была возможность поделиться практическим опытом своих партнеров, без преувеличений и сглаживания "острых" углов. Именно в таком дискуссионном формате можно получить максимум полезной информации.

Спикерами мероприятия выступили специалисты компании DJI, как крупнейшего игрока на рынке дронов с Enterprise направлением, и представители компаний-партнеров, которые внедряют эти решения на своем производстве.

Зачем и кому нужно еnterprise-направление?

"За 13 лет компания DJI произвела большое количество продуктов, начиная от устройств, которые мы запускаем в воздух, и заканчивая стабилизаторами и камерами, которые мы используем на земле, — рассказывает Эндрю Юе, директор направления продаж DJI Enterprise в северо-восточном регионе. — Мы начали работать в 2006 году со штатом в 20 человек и в 2018 году их было уже 12 тысяч. 20% наших сотрудников — это инженеры, благодаря чему компания остается драйвером инноваций и фокусируется на новых разработках. Сегодня мы продолжаем быть лидерами по производству дронов".

Основными приоритетами для компании являются высокая производительность, доступность и гибкость предлагаемых решений. Есть уйма примеров как дроны можно использовать для решения практических задач — начиная с установки на них мультиспектральных камер и заканчивая биосенсорами для отслеживания жизнедеятельности китов (как это было с DJI Inspire).

По словам Эндрю, именно эти примеры и вдохновили их на создание Enterprise, подразделения разработок, направленных на решение проблем бизнеса.

Как правило, в основе любой работы дронов лежит получение какого-то типа данных, которое выглядит следующим образом — сначала нужно поднять дрон в воздух, чтобы получить данные, потом их следует обработать и затем принять решение на основании анализа.

Для успешной работы нужно три элемента: дрон, в качестве платформы, которая несет на себе полезную нагрузку, полезная нагрузка в виде разнообразных сенсоров и программное обеспечение для управления и анализа данных. DJI работает во всех этих направлениях.

Ючен Жао, представитель DJI в странах Восточной Европы и Азиатского региона, продолжает: "Клиенты нашего направления — это предприятия из общественной безопасности, энергетики, строительства, инфраструктуры и сельского хозяйства. Мы можем разработать дроны со специальными компонентами для решения конкретных задач, например с обычными и тепловизионными камерами".

Популярные камеры для решений задач бизнеса XT2, Z30, X4S, X5S, X7, а что касается дронов то это INSPIRE 2, PHANTOM 4 SERIES, MAVIC 2, SPARK. Возможны разные конфигурации, как например стандартные, мультисенсорные и разнообразные полезные нагрузки.

В области программного обеспечения также есть различные продукты, зависимо от нужд клиента, как например DJI PILOT, DJI GO, DJI XT Pro, DJI GS PRO, а также возможность разработать софт под свои потребности.

О том, что компания выбирает правильное направление дальнейшего развития свидетельствуют цифры: в США в 2018 году было зарегистрировано свыше 370 тысяч операторов дронов и большинство из них в качестве инструмента работы выбирают дроны производства DJI.

Основные примеры индустриального применения дронов

Направлений и вариантов использования дронов довольно много. Февзи Аметов, соучредитель Drone.UA, сфокусировал внимание присутствующих на основных из них:

1. Безопасность: поиск, спасение людей, борьба с пожарами, оценка аварийности зданий. В период с 2015 по 2018 год количество общественных организаций и правительственных структур, которые используют дроны возросло на 514%, сейчас их больше тысячи.

В Украине такой подход тоже набирает обороты. Уже порядка 133 жизней было спасено с помощью дронов. Чаще всего для этих целей используют MAVIC 2 ZOOM, M210 + XT + Z30, M600 PRO, P4 PRO+ GS PRO.

Возможность устанавливать зум-камеры, тепловизоры, прожекторы и громкоговорители выводит работу с беспилотниками в этом сегменте совершенно на новый уровень.

2. Инфраструктура: инспектирование дорог, мостов, переходов, карьеров, телекоммуникаций. Тут дроны помогают осматривать объекты, собирают информацию для моделирования и проектирования. $4,8 млн было сэкономлено в телекоммуникационной отрасли при инспектировании 15 тысяч вышек.

Платформы, которые чаще всего применяются — это MAVIC 2 ZOOM, P4 RTK+ GS PRO, M210 RTK+ XT + Z30. Для осмотра линий электропередач выбирают решения с RTK, благодаря чему можно преодолеть электромагнитное возмущение.

3. Сельское хозяйство. Здесь дроны нужны для принятия производственных решений и при исправлении ситуации, при необходимости. Например, внесение пестицидов дронами набирает все больше оборотов, в Китае работают порядка 15 тысяч устройств DJI AGRAS.

Этот агрегат подходит для решения точечных задач, когда в поле невозможно попасть крупной техникой из-за дождей или есть участки с проблемным рельефом. Решения — P4 PRO V2+ GS PRO, M100 + NIR CAMERA, M210 + XT + X4S, AGRAS T-16. Кстати, последний беспилотник стал доступным на других рынках помимо китайского совершенно недавно. Первый экземпляр уже появился в Украине.

4. Энергетика. Тут все чаще применяются решения компании DJI с использованием тепловизоров, например инспектирование солнечных панелей, ветряных и атомных электростанций, линий электропередач. Почти $9,5 млн инвестируется по всему миру на всевозможные решения связанные с дронами.

Используют в основном MAVIC 2 ZOOM, M210, M210 RTK. Все эти платформы позволяют получать очень качественные данные, подлететь к объекту исследования можно на расстоянии 5-6 метров и если использовать зум — можно рассмотреть самые мелкие детали, включая отдельные болты или элементы крепежа.

5. Строительство. Как замечает Февзи Аметов, в этой отрасли дроны чаще всего применяют на Западе, но и в Украине этот подход начинает развиваться. Благодаря беспилотникам специалисты получают метрики, фиксируют этапы стройки и используют эти данные для отчетности перед инвесторами.

Время для получения этих данных сокращается на 98%. Подобная информация нужна и при страховании, поскольку там тоже важны фиксирование и детализация. В основном для задач строительной области используют MAVIC 2 ZOOM, P4 RTK, M210/М600 PRO.

Исходя из своей практики Февзи Аметов считает, что мало просто купить дрон — важно правильно интегрировать его в производственный процесс, продумать его работу до мелочей, в том числе какой должна быть платформа и полезная нагрузка, какое качество данных нужно, какое программное обеспечение для этого лучше всего подойдет, кто будет пилотом.

Необходимо научить персонал пользоваться оборудованием правильно и заблаговременно объяснить какой тип данных следует получить. Это важно, поскольку именно от этих этапов зависит успешность внедрения дронов на предприятии.

Вместе с представителями DJI и руководством DroneUA, официального импортера и дистрибьютора DJI в Украине Enterprise решения на контретных примерах привела Татьяна Кондратенко, руководитель направления геодезии и топографии, а практические кейсы использования дронов продемонстрировали Сергей Федчун, директор по управлению взаимоотношениями с клиентами, "Метинвест", Алексей Черномор, главный маркшейдер Еристовского Гока FERREXPO и эксперт компании "ИТ-Транзит" Анатолий Михайленко.

Enterprise-решение на конкретном примере

Что такое еnterprise-версия дрона на примере PHANTOM 4 RTK проиллюстрировала Татьяна Кондратенко, руководитель направления геодезии и топографии Drone.UA. Этот беспилотник сочетает в себе высокую производительность, гибкость в использовании и надежность, как раз те цели, которые ставятся перед еnterprise-оборудованием.

Он удобен и прост в использовании, а высокоточная навигация по маршруту обеспечивает качественные данные. PHANTOM 4 RTK взял все самое лучшее от своего предшественника, но и был дополнен самым главным — интегрированным модулем RTK, что увеличивает точность горизонтального и вертикального позиционирования.

Это сокращает время работ и дает возможность не ставить дополнительные опорные точки для повышения точности. Камера осталась та же: 20 МП дюймовый сенсор, но с механическим затвором, для избежания смазок. Данный сенсор калиброванный.

С калибровкой сенсора пользователь переходит от обычного использования к картографическому. "Вся система интегрирована, нет надобности пересчитывать координаты центров картографирования, учитывать в каком направлении шел дрон по маршруту", — уверяет специалист.

Все данные сразу записываются в exif. Даже если где-то пропадал сигнал вы увидите в exif-файле с какой точностью была получена фотография, то есть, для того чтобы выявить некачественный участок больше не нужно перепроверять все сеты фотографий.

Кроме этого, записывается дополнительный файл ррк, который помогает уровнять полученную информацию в постпроцессинге. Наличие RTK — это 75%-ная экономия времени. Закрепление опорных точек — это проблемно и занимает очень много времени. Контроль нужен, но даже если точка пропала по какой-то причине, вы не теряете в точности.

Еще одна особенность этого девайса — удобная навигация и разные типы маршрутов, например для линейных объектов и для 3D моделирования.

Поскольку этот девайс есть еnterprise-решением, он подстраивается под заявленные на предприятии системы. Например, если у пользователя есть подписка на какой-либо сигнал RTK, то он может пользоваться ею и комплекс будет полностью готов к предоставлению точных данных.

Если такой подписки нет, можно использовать D-RTK Моbile 2. Третий вариант — подключение к своим базовым станциям. Если и это не вариант — можно все уровнять в постпроцессинге.

Такой подход действительно можно назвать гибким. Таким образом компания DJI переходит от обычного "железа" к комплексному использованию, например посредством планирования маршрута (DJI ТERRA), возможности создания карт и анализа данных.

Практические кейсы использования дронов

Свою историю про интеграцию дронов в производство рассказал Сергей Федчун, директор по управлению взаимоотношениями с клиентами "Метинвеста". "После завершения пилотного проекта по использованию дронов вся наша команда приняла единогласное решение о том, что их использование на промышленных предприятиях имеет большую прикладную пользу", — делится спикер.

По его словам, все началось с того, что старые инструменты не давали роста бизнесу. Для оцифровки 3,5 тысяч га территории, из них 1,3 тысячи га. застройки на трех горнодобывающих и трех металлургических предприятиях группы необходимо было быстрое и недорогое решение, имеющее дополнительные операционные преимущества в краткосрочной перспективе, коим и были беспилотники.

Первым шагом на пути к диджитализации оказались оцифровка информации и создание моделей производства. Решением этой задачи стали дроны и 3D сканеры, потому что они обеспечивали качественную и точную информацию, безопасность для персонала, беспрерывность работы техники, экономию времени и, собственно, автоматизировали сам процесс съемки.

В итоге, эффективность работы возросла от 5 до 10 раз, на 40% увеличился уровень автоматизации, до 50% улучшилась точность измерений, количество несчастных случаев сократилось на 40%, а риски — на 60%, а для сбора данных теперь нужно было на 80% меньше времени.

"Для нас очень важна была мировая статистика использования дронов, — продолжает господин Федчун. — До 2020 года в США ожидается регистрация более 400 тысяч промышленных дронов, к 2021 году прогнозируют 420 тысяч рабочих мест для пилотов дронов, 41% компаний во всем мире используют беспилотники либо же планируют это делать в ближайший год".

Один из практических кейсов — построение 3D-моделей. Нивелиры можно наконец отодвинуть в сторону, а замеры сыпучих веществ осуществлять дронами на открытых и 3D-сканерами на закрытых складах.

Помимо этого, беспилотники незаменимы для службы безопасности, а также для наружного инспектирования зданий, трубопроводов, осмотра готовой продукции, определения загрязнения воздуха. Многие точки контроля находятся в труднодоступных местах и таких образом повысилась безопасность работы.

Выгоды для компании "Метинвест" только на первом кейсе для трех горно-обогатительных предприятий в виде годового ожидаемого экономического эффекта от отсутствия простаивания оборудования составляет 20 млн грн, при этом производительность труда маркшейдеров возросла в пять раз.

Повысилась и безопасность труда. К тому же, теперь, пока маркшейдера делают замеры, весь процесс работы на объекте больше не приходится останавливать и оборудование не простаивает час, а то и больше.

Улучшилась и точность информации. Когда маркшейдер приходит на объект, он должен определять и замерять точки, при этом некоторые борта остаются не осмотренными из-за труднодоступности. Для нормальной работы карьера необходимо планировать его развитие, а значит периодически делать замеры и расчеты.

Раньше для этого нужно было либо тратить много времени и сил на получение необходимой информации, либо заказывать аэрофотосъемку и тратить много средств. Специалисты компании работают с PHANTOM 4 и M210. Последний несет больше полезной нагрузки и работает эффективнее в местах с повышенными магнитными аномалиями.

Еще несколько дополнительных примеров — это контроль и осмотр составов с продукцией на железнодорожных станциях, отслеживание загрязнений воздуха в реальном времени на различных уровнях высоты для составления экологической карты, инспекция состояния трубопроводов, отстойников на предмет загрязнений, энергетической инфраструктуры, например, поврежденных теплоизоляторов.

Также в планах руководства компании лежит построение цифровой карты по всем объектам производства.

Алексей Черномор, главный маркшейдер Еристовского Гока FERREXPO поделился опытом применения БПЛА для маркшейдерских работ на объектах Еристовского ГОКа: "Первая задача, которую мы хотели решить — это безопасность маркшейдера. Мы в основном работаем шагающими экскаваторами и забои у них очень большие и тяжелые. Маркшейдер делает замеры в том числе и внизу забоев и это очень опасно. Поскольку процесс съемки весьма длительный — риски для человеческой жизни возрастают. Второй задачей стала бесперебойная работа техники в карьере и избежание колоссальных денежных потерь. Помимо этого, мы хотели получать большой объем данных. И последнее — это минимизация человеческого фактора. Маркшейдеру часто приходится работать в условиях сильного ветра и низких температур. Теперь у нас для этого есть Matrice 210 RTK. Я делал ортофосъемку с его помощью при скорости ветра свыше 10 м/с, при ливнях и при снегопадах и этот дрон справлялся со своими функциями прекрасно".

Алексей также обратил внимание на важность приобретения дополнительного оборудования — аккумуляторов, GPS-трекеров, в случае если дрон "потеряется", качественных планшетов, для того чтобы процесс контроля полетом был бесперебойным, мощных компьютеров, которые смогут обрабатывать информацию на должном уровне.

"Мы планируем полет примерно за неделю, смотрим прогноз погоды, а за день до вылета проверяем оборудование, батареи, обновления, планируем миссии в приложении, — продолжает специалист. — Далее — занимаемся подготовкой опорного обоснования. Опорные точки у нас делятся на временные и постоянные. После этого мы приступаем к процессу съемки. На местах взлета стоит обращать внимание на направления ветра. После съемки мы обрабатываем материал в Pix4D".

По его словам, карьер снимают четыре раза в месяц, отдельными локациями на высоте 150 м, с разрешением 6 см на пиксель. Это занимает приблизительно 2-3 часа. Помимо этого, снимают отвалы, сектора разгрузки, где происходит прием горной массы, на высоте 200-250 м. Это ситуационная съёмка.

Склады руды инспектируют на середину и конец месяца. Склады готовой продукции и сырья имеют высокую зону риска для человека. Раньше съемка таких объектов занимала 6 часов, теперь — 1,5. К тому же стала доступной съемка массовых взрывов для инженеров технического отдела, которые анализируют качество взрывания и проработки взрыва, разлет горной массы.

Эксперт компании ИТ-Транзит Анатолий Михайленко поведал о прикладном опыте применения беспилотников в нефтегазовой отрасли. Он считает, что одной из важнейших их функций является учет активов. Под этим подразумевается детальная техническая паспортизация трубопроводов, эстакад коммуникаций.

Для того, чтобы произвести этот учет, нужно потратить очень много времени. Еще очень важен мониторинг и контроль состояния объектов для своевременного обслуживания, ремонта, проведения профилактики, оценки технического состояния.

Как и предыдущие спикеры, он согласен с тем, что данные, полученные с помощью БПЛА, на порядок дешевле информации, которую получают традиционным способом. И эта информация обязательно должна быть оцифрованной и структурированной.

Для проектировщиков полученная благодаря дронам информация важна для реконструкции и модернизации производства. У заказчиков часто есть системы, которые фиксируют потерю вещества при транспортировке по трубопроводам. Причин этих потерь всего две — авария или кража. В обоих случаях важна оперативность, достичь которой можно с помощью дронов.