"Европейское Общество Защиты Кредитов" поможет украинским бизнесменам с деловой репутацией

"Европейское Общество Защиты Кредитов" поможет украинским бизнесменам с деловой репутацией
Директор ОЗК Павело Педина

В 2019 году в Украине начало действовать "Европейское Общество Защиты Кредитов" (ОЗК). Эта организация является действующим экспертным сообществом, построенным по модели Венского общества Защиты Кредитов KSV1870. Недавно руководитель ОЗК Павел Педина заявил о создании в рамках ОЗК специализированного департамента, который будет заниматься вопросами деловой репутации. Delo.ua решил выяснить у ОЗК, как будет работать это подразделение и зачем оно нужно украинскому бизнесу. Об этом рассказывают директор общества Павел Педина и руководители департамента - Андрей Францев и Сергей Новохацкий.

- Вы анонсировали создание в ОЗК нового департамента, который будет непосредственно заниматься проблемами деловой репутации бизнесменов. Чем обусловлено создание такого департамента, и как вы могли бы описать текущую ситуацию в Украине по этой проблематике?

Павел Педина: В 2021 году бизнес-инспекторы ОЗК провели более, чем 300 инспекций. В результате, 90% отчетов содержат желтый и красный статусы, что свидетельствует о том, что по проверенным компаниям есть какие-то замечания, либо предостережения, или даже запреты к началу сотрудничества. В каждом третьем отчете мы видим объективные проблемы с деловой репутацией, которые, безусловно, влияют на статус. С другой стороны, на примере тех компаний, которые получили зеленый статус, очевидно, что им гораздо легче получать инвестиции и находить новых стратегических партнеров. Это толкает бизнесменов начинать работы по восстановлению своей деловой репутации. Работая в этом направлении, мы столкнулись с тем, что многие бизнесмены, получившие красный и желтые статусы, искренне желают исправить выявленные "пятна" в их деловой репутации, но не понимают, как это сделать. Эти многочисленные запросы и привели к созданию специализированного департамента.

Андрей Францев: Сегодня для каждого бизнесмена в Украине очевидно, что существует необходимость в развитии того, что называют личным брендом. Можно сказать, что личный бренд для нового поколения бизнесменов заменил понятие деловой репутации. И большинство людей предпринимают для развития своего личного бренда какие-то шаги, но департамент по управлению деловой репутации в междисциплинарном межотраслевом экспертном сообществе занимается вопросами деловой репутации с трех сторон: построение деловой репутации, защита и восстановление. Это три разных направления деятельности. Когда мы говорим о построении деловой репутации, то можно сказать, что это работа по созданию личного бренда бизнесмена. Как сделать из человека успешного эксперта так, чтобы на рынке все понимали, что от него можно ожидать. Защита деловой репутации сегодня является крайне важным направлением в бизнесе, так как репутационные атаки напрямую влияют на финансовые потоки, и работа департамента по защите репутации означает защиту от подобных атак. А восстановление деловой репутации — это предмет нашего сегодняшнего разговора, так как проблема более чем актуальна по результатам отчетов, что мы видим.

- Что подразумевается под "деловой репутацией" с точки зрения ОЗК?  В чем проблема, и как ее исправить?

Павел Педина: Деловая репутация сегодня — это маркер, который раскрывает бизнесмена, позволяет всему рынку характеризовать его и увидеть, как как он будет поступать во взаимоотношениях профессионального и делового характера. Когда ОЗК проверяет бизнес, то он всегда проверяется с конкретной целью, и в этой проверке всегда есть заказчик, который планирует, как минимум, начать взаимодействие с этой компанией. Если этот заказчик видит, что у данной компании или у ключевых лиц компании есть проблемы с деловой репутацией, то для проверяемого бизнеса это означает убытки в виде недополученной прибыли. Поэтому, когда мы говорим, что у людей проблемы с деловой репутацией, мы говорим о том, что в связи с информацией, которая была установлена, возможность получить деньги здесь и сейчас исчезает. Если говорить об истоках "проблемы с деловой репутацией", то, по моему мнению, проблема заключается в том, что в Украине процесс накопления капитала в бизнесе начался с 90-х годов, и, по сути, бизнес в Украине имеет небольшой период существования. Люди, которые "шли к успеху", как они говорят, допускали такие нарушения в прошлом, которые не позволяют в текущих реалиях с ними выстраивать взаимодействие.

Сергей Новохацкий: В наш век цифровых технологий все происходит очень быстро, и люди, которые с чем-то столкнулись и хотят о чём-то узнать, они, прежде всего, смотрят все в Интернете, что это за человек и что о нём пишут.  Исходя из этого, они уже делают свой первичный вывод, и если этот человек ведёт себя не очень хорошо: нарушает правила дорожного движения, конфликтует и ведёт себя неадекватно, то человек, который хочет с ним сотрудничать, сделает первоначальный вывод, что с таким "товарищем" лучше не иметь дело.  Потому что если он в жизни так себя ведёт, то в бизнесе он будет себя вести аналогично. И, безусловно, не стоит забывать о прописной истине, что деловая репутация нарабатывается годами, а теряется в один миг. 

Сергей Новохацкий, Фото: ОЗК

- Насколько украинские бизнесмены вообще отдают себе отчет и понимают важность такого аспекта, как деловая репутация?

Павел Педина: Данную проблематику украинские бизнесмены начали замечать и для них она стала важной совсем недавно, всего несколько лет назад. Сейчас всё больше и больше увеличивается количество запросов и осознание важности данного вопроса. С чем это связано? Пока проходил период первичного перераспределения, и волна роста распространялась по всей экономике, бизнесмены занимались зарабатыванием денег, и неважно, какие оставались "истории" во время этого процесса. Сейчас бизнес в Украине начинает структурироваться, и нет безумного роста, и эта проблема становится важной точкой. Хорошим примером, доказывающим данное утверждение, является инвест-клуб Young Business Club, для которого мы оказываем услуги и проверяем все инвестиционные проекты перед тем, как они попадают на рассмотрение инвесторами. Те проекты, которые получили зелёную полосу от ОЗК, и, соответственно, положительно характеризуется с точки зрения деловой репутации, значительно быстрее собирают инвестиции. С другой стороны, мы получаем очень много вопросов о том, как исправить статус.

- Бизнесмены сами понимают, что проблемы у них именно в деловой репутации, или у них задача, что нужно только поднять статус, а дальше уже вопрос: с вами или без вас?

Сергей Новохацкий: Умные бизнесмены отдают себе отчет, насколько важна деловая репутация, что подтверждается количеством гостей на встречах, которые мы с Андреем Францевым неоднократно проводим в бизнес-клубах. Встречи касаются темы деловой репутации и как бизнесмены вредят сами себе. Мы специально сделали несколько встреч и выписали 25 основных способов, как бизнесмены могут навредить себе и своей репутации, и на встречах в бизнес-клубах подробно рассказывали с примерами, кейсами и известными фамилиями. Зачастую, виновниками во всех проблемах с деловой репутацией являются сами бизнесмены.  Они, в первую очередь, вредят сами себе, допуская ошибки и совершая такие поступки, которые негативно влияют на их деловую репутацию. Главное, что им нужно всем запомнить, что деловая репутация — это не то, что про бизнесменов говорят, а то, что они делают.

- Как обычно бизнесмены в Украине решают проблемы, связанные с деловой репутацией? И насколько эти методы эффективны?

Андрей Францев: Когда бизнесмен пытается решить проблемы с деловой репутацией, то, прежде всего, начинает искать решение в Интернете, либо у своих знакомых, и он, обычно, находит узкоспециализированные решения, например, одной из таких услуг является SERM. Это оптимизация поисковой выдачи, то есть что будет видно на первой странице выдачи, если кто-то введет в поиск имя и фамилию, и большинство бизнесменов так и воспринимают свою репутацию. Даже Кевин Митник, хакер номер один, говорил, что лучшее место, чтобы "спрятать труп" — это вторая страница выдачи Google. Но даже если статьи или какая-то негативная информация вытесняются на десятую или двадцатую страницу выдачи поисковика, то это не решает проблемы, потому что в определённый момент вернуть обратно эти статьи на первые позиции не составляет большого труда или длительного времени. Поэтому, когда бизнесмен хочет восстановить свою репутацию, он обычно хочет заплатить деньги, и чтобы просто всё исчезло. Отсюда появляются семь основных ошибок, которые совершают бизнесмены в процессе попыток реагировать на подобные угрозы. Мы, например, не рекомендуем обращаться к ресурсам с просьбами удалить материалы, как и платить за это. Также нельзя пытаться вытеснить негатив, или начинать публиковать негатив в ответ. Может плохо закончится попытка обращения в суд, или пытаться сразу удалить ссылки из индекса. Все эти движения, наравне и с игнорированием, приводят к дополнительным расходам и не способствуют восстановлению репутации. Мы же понимаем, что человек, даже удалив негативные статьи, остаётся тем же человеком, и когда рассматривается вопрос стратегического партнерства с таким человеком, то удаление информации не исправляют его деловую репутацию. Просто для обычного пользователя эту информацию стало труднее найти, но так как мы в ОЗК каждый день занимаемся изучением деловой репутации человека под микроскопом, то для нас не составляет сложности обнаружить информацию, которую кто-то пытался когда-то скрыть или удалить, потому что из Интернета очень редко когда что-то исчезает навсегда.

Андрей Францев. Фото: ОЗК

Департамент ОЗК предлагает альтернативный подход?

Сергей Новохацкий: Эффективно заниматься решением вопросов деловой репутации можно исключительно благодаря тому, что ОЗК — это междисциплинарное и межотраслевое экспертное сообщество. Люди из разных отраслей по специально разработанным методикам ежедневно занимаются оценкой деловой репутации бизнеса. Это эксперты из абсолютно разных отраслей: информационная безопасность, контр-журналистика, финансы, маркетинг, пиар, психология, криминология и бизнес. Такой сплав экспертов из абсолютно разных отраслей позволяет комплексно решать вопросы с деловой репутацией. Подход, который мы предлагаем, строится на том, что каждая ситуация уникальна и требует индивидуального подхода в выборе инструментов решения задач. Для этого группа экспертов, изучив отчет, разрабатывает репутационную концепцию и технологическую схему, которые обеспечат нужный результат. Это всегда индивидуальная работа с человеком на стыке онлайн и офлайн. В результате, меняется деятельность самого человека и его образа в Интернете.

– Якщо конкретно, як виглядає вирішення проблеми, пов'язаної із діловою репутацією? Які це можуть бути дії?

Андрей Францев: Когда к нам обращается человек с вопросами деловой репутации, всё начинается с репутационного аудита. Мы сначала досконально разбираемся и выявляем все проблемы и уязвимости, с которыми нужно работать. Мы определяем, какая информация является достоверной, какая нет. В результате, группа различных экспертов разрабатывает концепцию и прописывается необходимый набор методов, способов и инструментов в периоде от 6 до 12 месяцев. В результате этой работы, у человека появляются правильные статусы, у такого человека, например, могут появиться страницы в Википедии, и выдача Google наполняется информацией о фактических заслугах, которые появляются благодаря нашей работе. Подход департамента отличается от всего того, что есть на рынке тем, что мы проводим комплексную работу с человеком в офлайн, разбираясь с его прошлым для того, чтобы не было проблем в будущем. Это всё возможно благодаря тому, что над проектом работают эксперты межотраслевого междисциплинарного сообщества. Если обычному пиарщику поставить какую-то задачу, которую в департаменте решают на потоке, например, разрешить какой-то давний конфликт, который был у бизнесмена в прошлом, то он никак не сможет это решить, и будет предлагать шаблонные варианты, о которых мы говорили ранее, и будет использовать только доступные на рынке инструменты, которые не решают проблемы с репутацией, а лишь помогают скрыть симптомы.

Насколько все это важно сейчас для бизнесменов, в цифровую эпоху, или в рамках развития государства Украины, привлечение инвестиций и т.д.

Павел Педина: Как мы видим, всё больше и больше предпринимателей предпочитают строить свой бизнес в виртуальном пространстве. Бизнес-элиты заменяет молодежь, которая непосредственно связана с коммуникацией в виртуальном мире. Информация, от ранних лет пользования Интернетом - до сегодня, накапливается и хранится, и те, кто не занимаются своей деловой репутацией в этом движении, всё больше себя отторгают от возможных быстрых сделок, от возможности получать инвестиции, от эффективной коммуникации. Соответственно, мы, в рамках данного запроса и потребностей на рынке, адаптируем и ищем научные подходы в коммуникациях с учеными из Европы и США, присутствуем активно на дискуссионных площадках и научных конференциях. Мы видим, что такая категория, как деловая репутация, будет все больше приобретать критически важное значение.

Сергей Новохацкий: Современный бизнес — это агрессивная среда, и этот департамент создан не случайно, потому что, в первую очередь, есть запросы на такие услуги. Грамотный бизнесмен понимает, что те рекламные агентства и пиарщики, к которым они обращаются с определёнными вопросами касательно деловой репутации, они действуют шаблонно и у них ничего не меняется в подходе. Они только знают способы, как удалить какие-то статьи, либо как лить позитив, и, как правило, это всё сводится к тому, чтобы заработать деньги, но о восстановление репутации речи не идет, это просто выкачивание денег из бизнесменов. То, что сегодня предлагают на рынке, это всё "запчасти от машины". Например, кто-то делает небольшую часть и называют это деловой репутацией, кто-то делает другую часть и тоже называет это работой с репутацией. Но в департаменте ОЗК можно получить комплексный доступ к этой целой репутационной машине, содержащей исчерпывающий и актуальный набор инструментов и экспертов, которые занимаются этим профессионально каждый день.