Госинвестпроект готов взяться за проект концессионной дороги вокруг Киева

Глава Госинвестпроекта Сергей Евтушенко рассказал, почему простаивает идея концессии дорог, а также во сколько обойдется строительство платной кольцевой дороги вокруг Киева

Госинвестпроект может реализовать проект по строительству концессионной городской кольцевой дороги вокруг Киева на условиях государственно-частного партнерства. Об этом заявил глава ведомства Сергей Евтушенко на презентации результатов исследования Экспертного центра по государственно-частному партнерству и инфраструктуры на тему "Юридические барьеры для концессий автомобильных дорог в Украине".

"На сегодняшний день это проект, который при некоторых условиях может реализовать Госинвестпроект. С экономической точки зрения он наиболее простой и эффективный. Это самый короткий кусок дороги, всего 18-20 км в зависимости от точки примыкания к М-03 (Трасса Киев — Харьков — Довжанский) в районе Борисполя. Это, скорее всего, самый дешевый элемент инфраструктуры, это новый мост через Днепр, который может стать первым платным в Украине мостом", — сообщил Евтушенко, добавляя, что без участия государства в таких проектах не обойтись, и его вклад, вероятнее всего, будет не менее 50% от стоимости проекта.

На сегодняшний день в Украине нет реальных проектов строительства концессионных дорог, реализация которых может начаться в ближайший год. "Таких проектов, которые можно реализовать в перспективе 12 месяцев или вывести на концессионные конкурсы, я не вижу", — говорит он.

Вместе с тем он отметил, что Госинвестпроект готов при надлежащих обстоятельствах через 9 месяцев провести концессионный конкурс на строительство концессионной кольцевой дороги вокруг Киева. "За период от 6 до 9 месяцев документация может быть приведена в надлежавшее состояние и мы можем организовать концессионный конкурс", — сообщил глава.

Госинвестпроект уже убедил международную финансовую корпорацию IFC стать консультантом проекта. "По данным копании IFC, в первый год операций трафик составит не менее 25 тыс. авто. Компания готова подготовить концессионный конкурс", — сообщил Евтушенко.

Что касается ценового вопроса, то глава Госинвестпроекта сообщил, что, по предварительному ТЭО ведомства, проезд по концессионной дороге будет стоить около 60 евроцентов (10,4 грн по курсу на 21 августа). Вместе с тем, по данным Сергея Евтушенко, стоимость строительства дороги составит 540 млн евро без учета валютных колебаний. Сроки строительства — шесть месяцев с момента выхода на площадку.

Евтушенко выразил уверенность, что концессионером станет, скорее всего, международная компания, потому как у украинских компаний отсутствует доступ к дешевому и долгосрочному финансированию и нет опыта по управлению концессионными дорогами.

Глава Госитнвестпроекта также назвал причины, почему пока простаивает идея концессии дорог. "Без ремонта законодательства о государственно-частном партнерстве, без понимания государства того, что нельзя обременять инвестора чрезмерными рисками, мы не сможем привлечь частный капитал для строительства инфраструктуры", — объяснил он.

По словам специалистов юридической фирмы "Василь Кисиль и Партнеры", которые занимались исследованием проекта строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Киева, среди ключевых рисков реализации проекта являются следующие: возможность недостижения консенсуса между государством и частным инвестором по условиям сотрудничества; риски, связанные с выбором и выкупом земельных участков и недвижимого имущества для целей проекта, а также риск недостаточного финансирования строительства и последующего обслуживания данного объекта инфраструктуры.

Евтушенко к вышесказанному добавил, что необходимо упростить создание объекта целостно-имущественного комплекса, собрать к нему все необходимые процедурные решения, собрать всю документацию, отвести на него землю и фактически объектом концессии должен выступить этот целостно-имущественный комплекс.