И все же его продали: ДЭМЗ отошел одному из прежних хозяев

Группа "Мечел" продала Донецкий электрометзавод бизнесмену Вадиму Варшавскому, уже владевшему этим активом до кризиса. Простаивающее предприятие получило нового-старого хозяина за 2 тыс. евро и обязательство погасить $81 млн "кредиторки"

Распродажа активов ОАО "Мечел" дошла и до Украины. Во вторник вечером, 20 августа, в горно-металлургической группе Игоря Зюзина сообщили о подписании договора с предпринимателем Вадимом Варшавским о продаже ему полного пакета прав собственности на компанию Daveze Limited, которой принадлежит 100% акций ЧАО "Донецкий электрометаллургический завод" (ДЭМЗ). Ценой сделки в релизе группы названы "номинальные 2 тыс. евро"; закрыть ее планируется до конца 2013 года. И особо оговаривается: по договору покупатель обязуется погасить кредиторскую задолженность ДЭМЗа перед "Мечелом" на $81 млн.

"За все время, прошедшее с тех пор, как "Мечел" объявил о желании продать Донецкий электрометаллургический завод, не было ожиданий, что предприятие будет продано втридорога. Однако тот факт, что сделка произошла по отрицательной акционерной стоимости, указывает на критичность ситуации. Значит, "Мечел" не был готов инвестировать дополнительные средства в рабочий капитал", — прокомментировал параметры сделки Роман Тополюк, аналитик ИК Concorde Capital.

Этап большой распродажи

Отчуждение компанией Зюзина зарубежных метактивов — не первое в текущем году. В феврале нынешнего года "Мечел" избавился от нескольких румынских предприятий также за номинальные 230 лей (порядка $70 по актуальному на тот момент обменному курсу). А в июле компания сообщила о продаже британского металлопрокатного завода Invicta Merchant Bar за 1,1 млн фунтов (с учетом задолженности предприятия). После этого сообщения в СМИ начали активно муссироваться сведения со ссылкой на неназываемые источники, что "Мечел" вплотную подошел и к продаже своего украинского металлургического актива.

Российская группа пыталась продать Донецкий ЭМЗ с конца сентября 2012 года, когда здесь объявили о решении реструктуризировать бизнес с вычленением из него нестратегических активов. В их перечень включили и ДЭМЗ, сделку по приобретению которого у инвестиционной структуры российского Альфа-банка группа официально закрыла лишь в декабре 2011 года. (То соглашение предусматривало передачу украинского предприятия "Мечелу" за $537 млн c 7-летней рассрочкой платежа). Российским банкирам донецкое электрометаллургическое предприятие, в свою очередь, досталось как залог в кризисные годы — когда структуры все того же Варшавского (группа "Эстар"), купившие до кризиса ДЭМЗ у группы Istil пакистанца Мохаммада Захура, не смогли погасить кредит, взятый в Альфа-банке.

Мотив "Мечела" пойти на еще одну номинальную продажу предприятия с мощностями, позволяющими выплавлять около 1 млн тонн стали в год, выражается в следующем комментарии Евгения Михеля, генерального директора компании: "В текущей макроэкономической обстановке мы не видим дальнейших перспектив развития завода в рамках группы, так как не прогнозируем существенного улучшения ситуации в секторе рынка, в котором оперирует завод, в течение ближайших нескольких лет". В подтверждение этих слов в официальном сообщении российской группы приводится такая финстатистика по ДЭМЗу. За I квартал 2013 года сумма чистого убытка завода по US GAAP составила $16 млн, за весь 2012-й — $50 млн.

Еще один комментарий топ-менеджера, по сути, в который раз повторяет официальную позицию "Мечела" в части отчуждаемых в нынешнем году предприятий — продажа нерентабельных активов позволит ОАО улучшить операционный денежный поток. Схожее объяснение приводилось и в февральском релизе компании относительно продажи румынских метактивов. В случае с ДЭМЗом разве что не упомянут долговой момент — общий долг группы на конец марта 2013-го составлял порядка $9,3 млрд, а квартальный чистый убыток — свыше $320 млн.

В компании Зюзина намерены существенно сократить долговую цифру. И все, что мешает данной цели (генерирует дополнительные убытки), выставляется на торги. Эта цель оправдывает даже символическую цену за относительно современное донецкое метпредприятие, рыночную стоимость которого аналитики в начале текущего года выводили в пределах $200-300 млн. "Сейчас в мире на продажу выставлено довольно большое количество качественных металлургических активов, каждый — со своими особенностями. Важная характеристика, которая их объединяет — продавцы не получают требуемой цены", — говорит Александр Сирик, вице-президент консалтинговой компании RCG. Но добавляет: "Конечно, предприятие не стоит 2 тыс евро, на рынке звучали большие предложения..."

"Неперспективный актив"

Стратегия российской горно-металлургической группы в части собственного финансового оздоровления — вещь, конечно, интересная сама по себе. Но в украинской своей части она совсем не снимает вопросов в отношении последующей судьбы Донецкого ЭМЗ. Электропечь на этом предприятии остановили еще в конце ноября 2012 года (до этого завод успел выплавить 505 тыс. тонн стали — в два раза меньше, чем в 2011 году с показателем в 1,04 млн тонн). В качестве причины такой приостановки в "Мечеле" тогда называли неблагоприятную ситуацию на рынках стали и трудности с обеспечением ДЭМЗа металлоломом — основным технологическим сырьем.

Эти же причины фигурируют и в последнем "продажном" объявлении группы — с упором на "высокие цены на лом, в том числе ввиду монопольного положения ряда местных производителей". В данном случае россияне недалеки от истины — в том числе относительно "ломовой ситуации" последних месяцев. Как отмечают в ГП "Укрпромвнешэкспертиза" (УПЭ), в июле 2013-го заготовка лома в Украине снизилась до 419 тыс. тонн, что почти на 100 тыс. тонн меньше, чем в июне. Текущий уровень ломосбора в стране — самый низкий с января 2013-го. "Основным фактором системного снижения ломозаготовки являлись низкие закупочные цены заводов на металлолом, которые удерживались в июле на уровне 263 $/тонна за базовую марку 2А. В то же время цены на сырье у первичных заготовителей составляли 225-238 $/тонна. В таких условиях ломосдатчики не соглашались отгружать лом на площадки, придерживая его для реализации по более выгодным ценам", — констатируют в УПЭ.

А вот текущая ситуация на рынках готовой металлопродукции несколько улучшилась. В июле 2013 года выплавка стали в Украине повысилась, по данным отраслевого портала ugmk.info, на 3% (до 2,808 млн тонн) относительно июня нынешнего года и на 10% в сравнении с июлем 2012-го. А за 7 месяцев 2013-го отрасль, по данным объединения "Металлургпром", свела производственное отставание от аналогичного периода 2012-го почти к нулю. За это время объем выплавки стали в Украине сократился на 0,2% — до порядка 19,35 млн тонн. Но даже такой локальный успех, будучи немало обусловленным повышением покупательской активности в арабском мире накануне Рамадана, не вселяет в аналитиков уверенность в перспективах Донецкого ЭМЗ после обретения им очередного, вернее, нового-старого собственника.

"Сомневаюсь, что Варшавский сможет вывести завод в прибыль. Хорошо, если ДЭМЗ сможет стабильно работать "в ноль". Каких-то ясных перспектив на ближайшие несколько лет также не видно", — полагает эксперт горно-металлургических рынков Александр Макаров. "Заводу нужен металлолом, если не начать формировать склад прямо сейчас, ближе к зиме отсутствие необходимых запасов сырья может обернуться проблемой. Да и в целом, для рынка длинномерной стали (в этом сегменте работает ДЭМЗ — Ред.) характерен "низкий" зимний сезон", — подчеркивает Александр Сирик. "Кто бы ни пришел управлять заводом, способность обеспечить гарантированные поставки металлолома для оптимальной загрузки мощностей будет одной из главных предпосылок успешной работы актива", — соглашается Роман Тополюк. И упоминает о схожем по технологической конфигурации Молдавском металлургическом заводе (ММЗ), где после длительного простоя запустили производство в августе и собираются наращивать объемы в сентябре.

И лом, и долг

ММЗ сумел решить свои проблемы в сфере обеспечения металлоломом; сможет ли это сделать Варшавский, которому операционное управление Донецким электрометзаводом в "Мечеле" намерены передать "в кратчайшие сроки"? Однозначно констатировать это, к сожалению, нельзя. В Украине и так есть, кому претендовать на лом черных металлов в условиях дефицитности данного сырьевого материала. Помимо ныне действующих предприятий большой металлургии — это и выходящий на проектную загрузку новый электросталеплавильный комплекс компании "Интерпайп" Виктора Пинчука, и достраиваемое ныне элекрометпроизводство на "Донецкстали" Виктора Нусенкиса.

По ожиданиям УПЭ, украинская заготовка лома в августе 2013-го увеличится, однако кардинального ее роста в данной организации не ожидают. "По нашим оценкам, в августе будет собрано около 440 тыс. тонн, что лишь на 4% больше, чем в июле. Столь низкий темп роста будет обусловлен тем, что заготовка не успеет отреагировать на проведенное повышение закупочных котировок в средине августа (до 283 $/тонна). Кроме этого, ломосдатчики не будут спешить отдавать имеющееся сырье, так как в сентябре очень вероятно еще одно повышение закупочных цен на 6-13 $/тонна", — такой прогноз Юрия Добровольского, начальника отдела маркетинга УПЭ, приводится в релизе этой компании...

Еще памятны оптимистические сообщения представителей ДЭМЗа о производственных достижениях 2010-2011 годов, когда "Мечел" фактически взял на себя управление предприятием. В апреле 2011-го завод вышел на проектную мощность в 90 тыс. тонн стали в месяц. Но финансовая целесообразность все же продиктовала свои условия, российская группа отказалась от не самого худшего актива в украинской черной металлургии. До этого интерес к нему не стали проявлять другие знаковые игроки отечественного горно-металлургического комплекса — группы "Метинвест" Рината Ахметова и Вадима Новинского, и опять же "Донецксталь".

Россияне, впрочем, очень настойчиво искали покупателя на ДЭМЗ и в своей стране, и в нашей. В разные периоды среди претендентов на него назывались со ссылками на анонимные источники российская "Петросталь" и несколько украинских металлоломных компаний. Но собственником Донецкого ЭМЗ стал знакомый уже заводчанам Вадим Варшавский. Причем сомнительно, что этот собственник горит желанием возродить свои былые планы по созданию сети мини-металлургических активов. Просто… Он очень немало должен "Мечелу", который в 2011-м выдал его "Эстару" заем на сумму свыше $940 млн. В такой ситуации к просьбам взять на себя неудобные (для отчетности) активы обычно прислушиваются.

При всем этом очень хотелось бы верить, что ДЭМЗ будет все же перезапущен. Предприятие слишком уж долго пребывает в роли "элемента бизнес-стратегий" вместо того, чтобы выполнять свою прямую производственную функцию. Хотя надежды на это остается не так уж и много. По крайней мере, говорят некоторые собеседники Delo.UA, такой перезапуск вряд ли будет возможен/целесообразен до начала следующего года.