Бизнес 25 января, 13:01

Илья Страх, экс-маркетинг директор Parimatch: Про инвестиции, комьюнити и вес репутации

В интервью с Ильей Страхом — про инвестиции в людей, важность репутации и построение комьюнити

Илья Страх, экс-маркетинг директор Parimatch: Про инвестиции, комьюнити и вес репутации Илья Страх, экс-маркетинг директор Parimatch: Про инвестиции, комьюнити и вес репутации

1988 Company — не обычная инвестиционная компания. Ее миссия — инвестиции и экспертная поддержка IT-стартапов, а также поиск новых принципов коллаборации между компаниями и талантами.

В такой среде стартапы могут получить полную поддержку в любых вопросах — от подготовки финансовых планов и заключения сделок до оборудования офиса.  Не так давно 1988 Company открыли собственное пространство "Workit" или как его называет основатель 1988 Илья Страх — "точка сбора".

Илья, с чего начался ваш путь инвестора?

— Я начал задумываться над инвестированием, когда работал в Parimatch. Тогда появилось понимание, что такое работа с программистами, продуктологами, начал делать первые шаги. Инвестировал на этапах идеи и  конечно, не все вложения были правильными, пришлось набивать шишки.

Вы тогда сделали много инвестиций?

За 2-3 года проинвестировал в десяток компаний. Для меня это много. Но, допустим, для инвестиционного фонда это мало. Фонды, которые выходили на рынок pre-seed инвестиций вкладывались в 50 компаний за 2-3 года. Но я не привлекал дополнительные деньги, оперировал собственными средствами. Инвестиции на этих этапах были небольшие и высокорисковые. И я сам активно участвовал в проектах.

Практически во всех инвестициях у меня большая концентрация долей и большая ответственность. Есть проекты, где я выступал в роли сугубо финансового инвестора, но основная часть компаний — активное участие. Стараюсь фокусироваться на сферах, в которых я понимаю лучше всего, а также в которых мои связи дают моментальный результат для стартапов. Это интернет-маркетинг и рынок игорного бизнеса, букмекерство, онлайн-казино, В2В проекты и сервисы.

Расскажите про Ваши самые успешные вложения?

— Самые успешные активности были в сфере интернет-маркетинга. Я сейчас возвращаюсь к этой сфере, потому что в ней у меня больше всего экспертизы.

Естественно те инвестиции, которые были в абсолютно новые сферы, нельзя назвать самыми успешными, но не смотря на сложности в большинстве направлений мы смогли  разобраться и стать эффективными на уровне рыночной конкуренции. Это сегодня мы в компании WorkIt можем реализовывать свои идеи, находить проекты, инкубировать их, создавать инфраструктуру. 

Ушло 3 года, чтобы создать некую платформу для реализации того подхода, который сформировался сразу. А подход очень простой — я верю в то, что все-таки нужно концентрироваться вокруг какого-то центра, этот центр для нас — Киев. Сюда прилетают иностранцы, приезжают сотрудники, здесь фаундеры. Что бы не говорили про дистанционное управление, людям важно живое общение.

Проекты должны приходить, если у них есть хорошее понимание своего продукта, своей идеи, они умеют разрабатывать. А мы хотим окружить их тепличными условиями, чтобы создать возможности для роста. У нас есть административная, юридическая, финансовая инфраструктура, менторство и обучение лидерским качествам. Основная наша миссия чтобы проекты(люди), проходили тот же путь что и мы, но быстрее.

В компании 1988 вы как раз реализовываете такой подход? То есть можете и офис оборудовать, и помочь в заключении сделок, и финансовую структуру выстроить.

— Мы скорее песочница для гемблинговых и маркетинговых проектов. Это те сферы, в которых мы сильнее всего. В первую очередь нам интересны люди, с которыми мы совместно можем развиваться. Вторая задача — инвестиции. И не менее важно дальнейшее развития комьюнити. 

Основная задача 1988 — это поиск интересных талантов, с которыми мы могли бы запартнериться. Это может быть горизонтальное взаимодействие компаний, найм сотрудников в наши проекты или участие как инвестора. Поэтому наша роль будет зависеть от конкретного запроса. Мы бутик, маленький фемили-офис, который специализируется на определенных сферах и обладает большими связями на рынке. 

В 1988 мы даем людям возможность раскрыться, создавать новое. Буквально вчера наш финдиректор поделился со мной своим хобби. Он красиво монтирует видео. Я зашел на его сайт, посмотрел работы. И это стартап нашего финдиректора. Возможно, мы будем его первым инвестором, и полностью нормально к этому отнесемся. 

То есть, инвестируя, вы не просто делаете посев вслепую, а хотите сблизиться с компаниями и людьми, с которыми хотите работать?

— Те ребята, с которыми мы работаем — это все наши друзья. Никто не говорит о том, что мы дружим ради каких-то интересов. Нет, просто мы становимся друзьями с теми, с кем работаем. Чтобы эти отношения помогали просто комфортно сосуществовать. 

Мы как раз то поколение, которое хочет решать вопросы без скандалов, без конфликтов, давать возможность зарабатывать кому-то еще, а не просто все себе. Мне кажется, это отличительная черта современных предпринимателей. 

Вы контролируете стартапы, в которые инвестируете? 

— Любой фаундер стартапа обладает большей властью, чем тот же акционер, пусть он даже стал первым или дал больше денег. Потому что их основатели делают все своими руками, лучше знают проект. Поэтому если человек не захочет со мной работать уже после вложения инвестиций, а тем более если я нахожусь в конфликте с этим СЕО — это верный путь к потере денег. 

Понятное дело, мы всегда будем защищать свои инвестиции, если считаем, что в истории было мошенничество. Это отдельная тема разговора — мошенничество в сфере IT.

Давайте поговорим на эту тему. Как Вы оцениваете нынешнюю защиту инвестиций в Украине?

— Очень плохо, никак не защищен инвестор. Фактически никаких гарантий в Украине нет. Если брать Америку или страны английского права — там существуют четкие законодательные механизмы, пусть они и разнятся. В английском праве масса механизмов — форварды, опционы, различные формы акций, акционные соглашения и так далее. А в Украине попробуй прописать в ТОВ-ку взаимоотношения с инвестором, у которого доля 3,5%. Поэтому, как правило, инвестируют те люди, которые способны оценить проект, людей, взвешивают их мотивацию и лояльность.

Безусловно существуют возможности структурировать сделки в различных юрисдикциях, начиная от США и заканчивая Кипром, но сам менталитет украинцев привлекающих инвестиции очень разнится. Я хочу сказать что есть очень порядочные люди, с которыми и мы и документов можем не подписывать, а начинаем инвестировать на доверии и это очень распространенная практика на нашем рынке. И наоборот, есть каста  продвинутых мошенников, которые выглядят уверенно, презентации их убедительны, а питчи международного уровня. Но, спустя 6 месяцев после закрытия раунда или более, начинает проясняться реальная картина по деливери продукта или обещанных показателей и инвесторы теряют деньги. 

Я это к тому что мы опять возвращаемся к людям, оценка личностных качеств это залог не только комфортной работы в коллективе, но и дополнительная гарантия возвратности инвестиций.  

История про личное доверие, а не про бизнес?

— Да, это всегда про личное доверие. Меня так научили, если ты берешь деньги, ты все равно несешь личную ответственность. Потому что ставишь на кон свою репутацию, а это самое важное для начинающего предпринимателя и не только. 

IT-компьюнити достаточно тесное.

— Да, и это то, что забывают многие молодые ребята. Думают, а вот сейчас деньги схватим, а там разберемся. И они преуспевают, хватают деньги — не важно каким путем, через ICO, благодаря знакомству с большим дядей, который не особо разобрался и дал денег, или как-то еще. Но репутация — это самое важное. Эту историю запомнят. Другой инвестор придет и скажет: "А я вот что выяснил. Ты взял деньги, пообещал и не сделал". И на этом ваше общение закончится. 

А бывает, что человек взял деньги, потерял их, закрылся. И после этого открыл новое дело и отписал в нем доли тем акционерам, что дали ему финансирование. Сказал: "Вы меня тогда поддержали, но у меня не получилось. Я ценю, что вы мне дали возможность попробовать, я на ваших деньгах учился. Теперь придумал новый проект и даю вам часть этого бизнеса. Подождите 2-3 года и все окупится". Вот к такому человеку будет доверие. 

Часто такие истории случаются?

— На самом деле, только так и случается. Нормальный бизнесмен понимает, что ему все равно нужно выполнять обязательства. То есть если люди дали денег и ты их потерял, нужно прийти и подумать как их вместе заработать. Все. Ничего страшного в потере денег для ответственных людей нет. 

Истории разные. Многие в момент, когда они дают деньги, пытаются понять, насколько человек готов продолжать работу с ними. Потому что так действительно бывает, когда кому-то дают деньги и проект не получается. Тогда можно сказать, что окей, проект не получился, но ты толковый парень, давай вместе работать. Вот тебе направление в моем бизнесе, попробуй его развить. Таких кейсов тоже много. 

Основной месседж компании 1988 молодым предпринимателям, нашим потенциальным сотрудникам, партнерам — нужно больше доверять. Мы очень открыты. 

Это одновременно наша очень сильная и слабая стороны. Слабость этого подхода в том, что когда ты открыт, ты очень многое рассказываешь. И, допустим, недобросовестные сотрудники могут прийти, абсорбировать много информации и уйти работать в другое место. Хотя вы предварительно договаривались о другом, было потрачено время на обучение. 

Как можно защитить знания и интеллектуальную собственность в Украине?

— Очень сложно защититься с правовой стороны. В этом плане у нас не проработанная ситуация, в основном компании складывают IP на Кипре или в Америке. Но в первую очередь все заботятся о том, чтобы сотрудники были мотивированы и сами понимали ценность знаний. 

Важен взвешенный подбор людей, четкие требования, в том числе к корпоративной культуре. Я рассказываю сотрудникам, какая информация конфиденциальна, а что наоборот можно и нужно рассказывать, чем делиться с миром. Если люди хотят, чтобы компания преуспевала, им важно понимать, что вредит, а что помогает бизнесу. А никакому бизнесу ни в Украине, ни в Англии, ни в Китае не будет помогать утечка ценной информации. 

Что для вас главное в построении бизнеса? 

— Необходимо правильно выстраивать отношения между акционерами, менеджментом, сотрудниками и клиентами. Раньше бизнес часто строили с перекосом в сторону собственников, но сегодня преуспевают те, кто правильно находит баланс. 

Как вы сами управляете компанией? 

— Мне лучше создавать возможности для молодых, чем зацикливать все на себе — так интереснее. Мне нравится много работать, и у меня есть огромная свобода делать то что меня совсем не утомляет, так как основа моего менеджмента это делегирование, я бы сказал 90%, но на 10% я могу лично поучаствовать в работе команды и своим примером показать как двигаться быстрее и эффективнее. 

Развиваете лояльность в корпоративной культуре?

— Корпоративная культура она у нас с одной стороны очень демократичная, с другой — жесткая. Это тоже баланс. Например, мы абсолютно не приемлем воровства. Не могу с такими людьми работать. И воровства можно избежать за счет правильного управления. Разумный собственник может перевести сотрудника на профитшер. Я делаю так в бизнесах, когда понимаю, что воровство может присутствовать. Чтобы у менеджера был легальный процент от прибыли и он сам был заинтересован в развитии компании. 

Вы говорили о важности физического присутствия. Недавно вы открыли коворкинг, в котором мы сейчас общаемся. Что привело вас к идее его запуска и какую роль он играет в 1988?

— Для начала давайте обозначим, что это не коворкинг. Это некий объект инфраструктуры, точка сбора. Это место я не могу назвать коворкингом или офисом. 

В первую очередь мы в 1988 занимаемся инвестициями. Безусловно, эту инфраструктуру мы также предоставляем, но как правило компаниям с которыми мы смотрим в одну сторону, партнерам или потенциальным партнерам. По сути, это инфраструктура для нас самих. То как мы видели продуктивное пространство для бизнеса. Это площадка для коллабораций, промоушена своих продуктов и проектов,  детский центр для детей резидентов и собственный ресторан.

Необязательно арендовать какой-то угол, чтобы с нами взаимодействовать. Интерес в том, чтобы развивать комьюнити. И для этого нужна была площадка. Мы эту площадку создали. 

И здесь важная ремарка, что мы скорее занимаемся бизнесом девелопмента, нам интересно что-то создавать, ревитализировать. Интересно взять заброшенное или непродуманное здание и применить его в существующих реалиях, "сделать конфетку". 

Вы будете развивать это направление бизнеса? 

— Да, мы рассматриваем проекты, которые хотим реализовать совместно с другими инвесторами из IT-сферы. 

Наше здание — можно сказать шоурум, не скромный, но шоурум. Этим проектом я бы хотел достучаться до других молодых владельцев IT-компаний и показать, что помимо цифровой экономики и электронных денег все-таки есть место,  где мы живем и проводим время.

Говорить об офисах в пандемию в целом не приходится. Но никакие методы цифровизации не позволяют поговорить лицом к лицу, а это всегда нужно при знакомстве с партнерами, клиентами, сотрудниками. Поэтому, это наш центр. Здесь можно найти людей, с которыми мы занимаемся бизнесом, реализуем проекты. Сюда мы приглашаем гостей, здесь мы развиваем свои идеи, которые дают новый источник энергии. 

Фактически вы создали пространство, в котором вам самому комфортно работать? 

— Я долго работал в интернет-сфере, но присутствовала тяга что-то создавать. Какая-то личная амбиция. 

Но важно другое. Мы это делаем не только для бизнеса. Это важно и для развития города. Мы все равно живем в Киеве, и я планирую здесь оставаться. Часто люди занимают пассивную позицию. Но чем скорее произойдет консолидация общего интереса, тем быстрее мы все будем жить в цивилизованных условиях. Потому что мы сами строим мир вокруг себя. 

Загрузка...
Новое видео
Чи потрібен вам касовий апарат? РРО для підприємців в 2021 році — Ірина Нараєвська
Загрузка...